25-летие «Браво»: Деградация великой группы

В Кремле состоялось празднование 25 годовщины группы «Браво». Выглядело это так.
В зал с совершенно пустым партером и переполненными балконами за три минуты до начала концерта невесть откуда врываются потоки тетушек 40-50 лет, и заполняют его. Они сидят рядом со мною со всех сторон, и я понимаю, что о группе «Браво» они имеют весьма слабое представление. Балконы остаются в прежнем состоянии.

Под музыку группы «Madness» и видеоряд с фотографиями прежних составов выходит сама группа «Браво», и Хавтан стимулирует активное хлопание себе под все ту же музыку «Madness». Зрители послушно хлопают.

25-летие Браво
В зал с совершенно пустым партером и переполненными балконами за три минуты до начала концерта невесть откуда врываются потоки тетушек 40-50 лет, и заполняют его

После пары песен Хавтан обращается со странными в данной ситуации и с данной аудитории словами:

- Первые ряды заполнены, значит, кризис нам не страшен. Главное – не акции, а люди. Люди вокруг меня стыдливо опускают глаза. Они-то знают правду про первые ряды.

Еще после нескольких песен Хавтан признается в любви к «Beatles» таким вот образом:

- Мы не сдираем ничего у «Beatles». Мы пропускаем их через себя, и талантливо трансформируем.

Публика хлопает, но снова стыдливо опускает глаза.

25-летие Браво
Публика хлопает, но снова стыдливо опускает глаза

Чуть позже Хавтан рассказывает об истории создания песни «Король оранжевое лето», после чего выходит автор текста Вадим Степанцов:

- Все происходило не так, как рассказал Хавтан. Я человек покладистый, и когда Женя попросил меня изменить слова, чтобы песню пропустили, я все поменял сам.

Потом выходит Агузарова, и поет несколько песен с «Браво». Чуть позже появляется знаменитый оркестр «Солисты Москвы», под который натужно, не попадая в ноты, поет сам Хавтан. Заодно он рассказывает историю знакомства с руководителем оркестра Юрием Башметом. Выходит сам Башмет:

- Все, что рассказал Женя – неправда!

И рассказывает, что они встретились вовсе не случайно, а давно хотели встретиться. И играет «Хэппи бездей ту ю» в классическом звучании, потом в версии Гайдна, потом в версии Штрауса, потом как танго, потом как чардаш. Затем «Браво» играет с оркестром, а поет еще и Сид из «Тараканов». Выбегает некто, и читает с важным видом скверные стихи. Потом Ирина Сурина поет несколько песен, в том числе «Старый отель», очень странно слушающийся после явления Агузаровой.

Потом выходит снова поэт, оказавшийся тем самым «Качем», которого только что засудил Дробыш за прилюдное гадкое оскорбление, и тоже что-то… не поет, этого он не умеет, а бормочет, вроде как рэп читает, но не рэп. С довольным видом исчезает. Звучит еще одна наискучнейшая оркестровая версия, и на исходе третьего часа концерта Хавтан объявляет:

- А теперь мы будем играть то, что умеем лучше всего!

И звучит, наконец, привычный танцевальный заводной «Браво». На чем юбилейный концерт и заканчивается.

Что случилось с «Браво»?

Мне кажется, что после такого юбилейного концерта уважаемой и любимой группе впору самораспускаться.

И есть, чем аргументировать. Никогда в своей истории «Браво» не было столь беспомощно дезориентировано. При всей инструментальной мощи два нынешних вокалиста группы, Ленц и сам Хавтан, показывают полную неспособность соответствовать самим песням. И дело даже не в том, что вступают не вовремя, глотают слова и нет эмоций. Опыт с «Солистами Москвы» показывает, что новые композиции «Браво» унылы, лишены энергии и попросту содержательно пусты.

Проблемы начались давно. Когда Роберт Ленц пришел в группу, чтобы заменить Валерия Сюткина, показалось, что это глоток свежего воздуха. На волне энтузиазма Хавтан сочиняет альбом «На перекрестках весны» (1996) – великий альбом, почти каждая песня из которого стала хитом.

Однако очень скоро оказывается, что на концертах Роберт Ленц совсем не так хорош, как в студийной записи. В присутствии зрителей солист «Браво» тушуется, закрывается, и его природная интровертность создает стену между зрителями и музыкантами. Довольно долго Хавтан пытался «раскрепостить» Ленца, интуитивно чувствуя проблемы с фронтменом. Вскоре проблемы стали ощутимы не интуитивно, а вполне реально – телеканалы стали игнорировать «Браво» с Ленцем, а новые песни перестали попадать в ротации.

В этой обстановке Хавтан начинает петь сам. Впервые это произошло еще при Сюткине, во время записи последнего с ним альбома «Дорога в облака» (1994). Сюткин категорически отказался петь «Замок из песка», но песня уже была включена в трек-лист обещанного General Records альбома, и Хавтан спел ее сам.

Затем Хавтан стал петь все чаще и чаще, чтобы компенсировать артистические слабости голосистого Ленца. На этом юбилейном концерте он пел уже едва ли не добрую половину песен. И все бы хорошо, но Хавтан – сам довольно скверный вокалист. Он существует на одном приятном низком тембре, но при выпевании более высоких нот начинает гнусавить, «пролетать мимо» (что особенно обидно при телесъемке) и «закрывается» не хуже Ленца.

После таких фронтменов, как Жанна Агузарова и Валерий Сюткин, ситуация выглядит особенно плачевно.

И нынешний юбилейный концерт выглядел выступлением двух неадекватных старым добрым песням людей. То Ленц глотает целые слоги, делая недоступным текст песен тем, кто вдруг тексты не знает (а такие в зале есть), и даже позитивные светлые песни из альбома «На перекрестках весны» делая сумрачным бубнежем. То сам Хавтан без особых вокальных данных немилосердно гнусавит и фальшивит.

Та же часть программы, что сыграна с «Солистами Москвы» - и вовсе усыпляет по-полной. Песни слабые, сыграны вяло, с вялым же вокалистом…

Кажется, кризис в «Браво» стал по-настоящему критическим.

Кризис на грани провала

Зрители не хотят видеть Ленца, поскольку он не «тянет» концерты. А сам Хавтан пока сделаться полноценным вокалистом не может (хотя прогрессирует, нельзя этого не признать). Совсем не зря Вадим Степанцов, приглашенный спеть песню «Король оранжевое лето», бесцеремонно прямо со сцены заявил:

- Десять лет назад я в песнях «Браво» читал что-то как MC, сейчас пою, а лет через несколько стану солистом «Браво». К чему и стремлюсь!

С момента выхода вышеупомянутого альбома «На перекрестках весны» прошло уже 12 лет. Все, что выходило после него, стало провалом. Что косвенно признал публично и сам Хавтан:

- У нас хватает провальных альбомов! Мы испытали это чувство.

Время менять имена. Возможно, на смену дошедшего до предела возможностей Ленцу придет кто-то другой - «Браво» всегда славилось отменными вокалистами. Возможно, Хавтан больше не испытывает вдохновения с нынешним составом группы - уж чересчур слабы новые песни. Но предпринимать хирургическую интервенцию ему придется. Застой смерти подобен.

Хватит мучить публику, любящую «Браво», унылым и вялым Ленцем. Хватит скатываться в пропасть! 25-летие группы со съеденными словами песен и вступлением не вовремя – это позор, конечно.

«Браво» должно жить, это великая группа. Но как печально видеть деградацию великой группы, которую не может спасти своей игрой даже Юрий Башмет…

Фоторепортаж с 25-летия группы «Браво» смотрите здесь.

Гуру КЕН, для Mail.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд