Lumen оказался на перепутье

Уфимская группа «Lumen», с лёгкостью собиравшая самые большие столичные клубы, решила завершить свой гастрольный тур «Буря» концертом в «Лужниках», и 29 ноября порадовала поклонников почти двухчасовым выступлением.
В рамках концерта оказались представлены и премьера песни, и неожиданный акустический сет, состоящий преимущественно из композиций с первых альбомов

Концерт в «Лужниках» стал первым стадионным «сольником» группы. Билеты на их предыдущие выступления заканчивались задолго до мероприятия, поэтому в этот раз «Люмен» хотел, чтобы на концерт смогли придти все желающие. Жёсткого переаншлага, разумеется, не было, но стадион был заполнен на 90 процентов, а билеты в танцевальный партер были полностью раскуплены за три недели до концерта. Первый блин не вышел комом, однако получился словно немного непропечённым. Не до конца справился «Люмен» с непривычно большой для него площадкой. Группа старалась. Очень. Солист Рустем Булатов пел на таких эмоциях и с таким надрывом, что иногда от его голоса, срывающегося на крик, внутри что-то сжималось и переворачивалось. Но всю свою энергетику группа посылала в танцевальный партер. Получался колоссальный энергетический обмен, и Тэм получал не меньше, чем отдавал, но трибуны при этом чувствовали себя брошенными нелюбимыми детьми, пасынками, оставшимися без внимания.

Может быть, сказалось и то, что зрители на трибунах не могли видеть глаза музыкантов. На обоих установленных экранах крутили отрывочные бесцветные ролики, отображающие настроение песен. Разумеется, они не были лишними, но хотелось всё-таки видеть ещё и лица группы. А так получилось общение вслепую, когда ты не можешь полностью почувствовать человека и понять, веришь ли ему.

Взорвать стадион впервые за концерт «Люмену» удалось лишь на песне «Дыши», когда надрыв и отчаяние Тэма долетели наконец-то до трибун, а брошенное им с коленей «Дыши! Дыши! Дыши!» в финале сначала словно ударило публику по голове, погрузив в недолгое молчание, а потом заставило вскочить с мест. Хотя и до этого прозвучали песни, которые всегда особенно хорошо принимаются слушателями: «Далеко», «Буря», «Осеннее небо», «Тень», а также «Успокой меня» и «Сколько?» в акустической аранжировке.

Сюрпризом стала премьера композиции «Гонка», которая отчасти является продолжением традиций жёсткого альбома «Правда», но в тоже время по звучанию перекликается с более ранними лиричными альбомами группы. После «Дыши» была исполнена любимая подростками песня «Сида и Нэнси». Тут уже и трибуны, разбуженные предыдущим призывом дышать, загорланили в голос строки, сделавшие в своё время «Люмен» популярным. Всё-таки жестокая история о земной любви не оставляет равнодушным молодое поколение, жаждущее одновременно свободы и романтики. После гимна героиновой любви и фотографий Сида Вишеса на экранах, публика в долгожданном экстазе начала скандировать красноречивое «оху…но!», что, безусловно, означало высшую похвалу. Это раньше довольные слушатели кричали «браво», «молодцы», «спасибо», а теперь времена изменились.

Всю оставшуюся первую часть концерта группа искренне пыталась зажечь трибуны, но заряда по-прежнему хватало лишь на танцевальный партер. Хотя, возможно, дело даже не в мастерстве «Люмена», а в выборе песен. По традиции, трибуны заполнены больше спокойными вдумчивыми поклонниками, которые давно слушают группу и приходят на концерты ради самой музыки, а не жёсткого «расколбаса». Танцевальный партер же занят самыми юными и активными фанатами, слэмящимися старшеклассниками, ломающими ограждения. Именно им больше пришлись по душе агрессивные протестные песни с призывами ломать систему и разрушать устои, такие как «Думаешь нет – говоришь да», «Государство», «Хватит!» и другие. Все эти призывы, впрочем, бойкие мальчишки и девчонки понимают вполне буквально, радостно подхватывают люменовское «TV no more», пишут на стенах эти слова, а вечером приходят домой и садятся смотреть американские комедии и бесконечные развлекательные шоу.

Так и не доведя стадион ещё раз до высшего экстаза агрессией, «Люмен» справился с ним лирикой. И погрузил в эмоциональное молчание на песне «Гореть», когда «Лужники», вспыхнув сотнями бенгальских огней, на какое-то мгновение превратились в волшебную мерцающую громадину. Казалось, что такого эффекта не ожидал даже сам Тэм. По крайней мере, несколько раз голос его заметно дрогнул, выдав искреннее и трогательное волнение. Это было по-настоящему здорово и стало достойным завершение первой части концерта.

Lumen
Казалось, что такого эффекта не ожидал даже сам Тэм

Вторая часть оказалась акустической. По признанию Тэма, группа давно хотела сделать нечто подобное, но, выбирая между акустикой и премьерами, останавливалась на новых песнях. В «Лужниках» прозвучали все акустические версии старых хитов, которые «Люмен» успел подготовить в перерывах между концертами. Пожалуй, именно акустика удалась группе лучше всего. Получилось очень лирично, красиво, эмоционально и, что приятнее всего, по-настоящему качественно. Тэм доказал, что неравнодушие, несмирение и внутренний надрыв можно донести до слушателя и без насыщенных драйвовых проигрышей. «Назови мне своё имя», «Между строчек», «Навсегда», «Мечта» - песни того прошлого, мягко-протестного «Люмена», занятого не только критикой внешних пороков, но и изучением своего беспокойного, вечно мечущегося внутреннего «я».

Однако именно эти песни отчего-то словно усыпили партер и не были до конца поняты и оценены энергичными школьниками, которые после завершения концерта даже не попытались вызвать группу на бис. Разумеется, все они остались довольны, и кричали, что это было «лучше, чем супер», но заканчивать концерт акустикой - это значит оставлять слушателей, только что ломавших в буйном экстазе ограждения, без последнего куража и лишать приличной порции адреналина.

Если оценивать концерт по пятибалльной системе, то это было, скорей всего, твёрдое «хорошо» с плюсом. Пожалуй, сейчас группа находится на той стадии, когда ей необходимо решать, какого слушателя она желают видеть на своих концертах. Их последний альбом с призывами становиться Че Геварой привлёк внимание страдающих от проблем переходного возраста и оттого бунтующих подростков, которые готовы взять в руки кирпич, но не для того, чтобы строить, а для того, чтобы громить и разрушать. Для этих играющих в революцию взрослых детей «Lumen» - всего лишь группа, смело заявляющая о своей ненависти к государству, хотя в действительности «Люмен» - это гораздо больше, это, прежде всего, боль, отчаяние и бесконечный внутренний надрыв. Отчаяние, которое порождает злость, и любовь к людям, которая порождает ненависть к системе. Далеко не каждый слушатель ощущает в песнях Тэма эту любовь.

Завершив тур «Буря», группа планирует отправиться в Европу для записи нового альбома. О чём он будет, пока неизвестно, но вполне вероятно, что прошедший концерт в «Лужниках» станет для «Люмена» переломным, и обозначит новые высоты.

Юлия ШЕРШАКОВА, NEWSmusic.ru
Фото Анастасия ЧЕРЕНКОВА