Картины Шнура, БГ, Князя, Арбениной и Шклярского потрясли искусствоведов

В питерском ЦВЗ «Манеж» модные выставки регулярно сменяют одна другую: то Илья Глазунов картины развесит, то Зураб Церетели скульптуры расставит... Но настоящий аншлаг случился, когда на всеобщее обозрение свои живописные работы предъявили рок-музыканты.

Наибольший интерес у искусствоведов вызвали картины Сергея Шнурова. Да и публика чаще задерживалась у работ «ленинградца».

- Видите, какой замечательный натюрморт под «малых Голландцев»! - восхищается Елена Воинова, научный сотрудник «Манежа». - Издалека многие даже принимают его за старинную картину.

Действительно, полотно в дорогой раме, в патине... Если не приглядываться, воспринимается как раритет, а подойдешь ближе - очень даже современное. Наверное, в XVIII веке на столе были бы рукопись, перо, чернильница. А сейчас - сотовый телефон, ноутбук, мышка. Шнур даже слегка «состарил» картину, возможно, феном подсушил или покрыл специальным лаком, который сразу трескается. В Эрмитаже борются с такими подделками под старину, а здесь наоборот.

- А вот Сергей Князев из «Короля и Шута» в детстве, видно, пересмотрел ужастиков, - продолжает искусствовед. - Даже интересно, он в этом году рисовал или нет? Видели фильм Родригеса «Город грехов»? Он весь в стилистике комиксов. И у «Князя» работы в таком же духе - мрачные комиксы.

Но если у Князя все-таки понятно, что нарисовано (есть даже вполне узнаваемый автопортрет!), то у Дианы Арбениной нечто в красно-черных тонах...

- Музыканты так любят сюрреализм! - удивляется Елена. - Зато практически ни у кого не оказалось звездной болезни. Видно, как художники они еще не самоутвердились и были рады показать себя. Доказать, что не только поют и играют, но и рисуют, а некоторые - так вполне прилично.

Нервы организаторам помотал только Гребенщиков. Точнее, его директор - сначала долго выяснял, сколько заплатят, а когда в «Манеже» решили уже не связываться, сказал: «Ну берите! Даром».

Что означают их картины, рассказывает "КП" Олеся Манолова, научный сотрудник Института психологии РАН

Картина Бориса Гребенщикова

- На первый взгляд безмятежная картина. Но уберите ясное, пронизанное солнцем небо (закройте его рукой) - и обнажатся трагические черты. Мне кажется, что эта работа отражает реакцию автора на какую-то сложную и важную для него проблему, которая сопровождает его длительное время. Он пытается скрыть ее, сделать незаметной для окружающих... Скорее всего, этот человек склонен к быстрым и непродуманным реакциям, обидчивый, любящий и любимый друзьями.

Картина Дианы Арбениной

- Это картина «высокого напряжения». Хорошо, что автор выплескивает его на холст, а не на окружающих. Здесь нет депрессии. Скорее - большая внутренняя работа, «кухня» души. Личность человека не разрушена. Он понимает, что это временное состояние. Видно, что у автора большие амбиции, но при этом он обладает богатыми внутренними резервами.

Картина Сергея Шнурова

- С одной стороны, эта картина подчеркивает вечность бытия. Неразрывную связь времен. Тут и атрибуты современной жизни (ноутбук, мобильник...), и дань классике (традиционные для натюрморта бокал, тарелка с фруктами...). Автор говорит о том, что человек каким был, таким и остался. Теплые краски радуют, создают ощущение гармонии мира. Но когда вдруг замечаешь красные пятна на скатерти, начинаешь понимать, что не все так однозначно. Автор подкинул зрителю загадку. Он и сам, возможно, занят поисками смысла жизни, истинных ценностей, сути человека... и нас на это провоцирует.