Сергей Бобунец: «Я жил с ощущением конца света!»

Группа «Смысловые галлюцинации» уже много лет стабильно держится в числе хэдлайнеров отечественной рок-сцены, регулярно ротируясь на радиостанциях и выступая на крупнейших фестивалях.

Кроме того, лидер группы Сергей Бобунец занимается продвижением необычного проекта «Rotoff», получившего известность в Интернете благодаря песне «Басков не козел».

Сейчас музыканты «Смысловых галлюцинаций» готовятся к выпуску нового альбома, интригуя поклонников разговорами о том, что пластинка получается камерной и темной. Корреспондент «Новостей шоу-бизнеса NEWSmusic.ru» встретился с Сергеем Бобунцом для того, чтобы понять, почему группе стали близки мотивы темноты, а заодно поговорить о конце света, современном шоу-бизнесе и русском казачестве.

Сергей Бобунец
Сергей Бобунец

«Можно делать музыку без денег»

- Начну с вашего нового проекта «Rotoff». Вы говорили, что он не имеет никакого отношения к шоу-бизнесу, но при этом вы продюсер этого проекта. Разве продюсер – это не тот, кто делает бизнес?

- Моя роль как раз в том, чтобы точно выдержать рамки жанра и не выйти за пределы доступного искусства. Это касается и бюджета, и аранжировок. С одной стороны, все должно быть сделано предельно просто, а с другой - технически качественно. Идея должна быть выражена простым понятным языком, поэтому и стиль, который придумал Коля, называется «поп-андеграунд»: поп потому, что доступно, а андеграунд потому, что Коля – мастер одним словом убрать песню из эфира.

Этот проект делается без надежды на то, что он будет иметь какую-то эфирную жизнь. То есть мы решили пойти на эксперимент и показать людям на примере проекта «Rotoff», что можно делать музыку без денег. За последний год у Коли одна песня попала в саундтрек фильма «Любовь в большом городе-2», он выступал почти на всех летних фестивалях, и было видно, как люди влюбляются в этого человека. Коля - очень яркий шоумен.

- Ну вот у «Rotoff» есть серьезная опора в лице «Смысловых галлюцинаций», а как вы думаете, молодым группам, у которых нет этой опоры, реально чего-то добиться без денег и связей?

- Да, здесь мы, конечно, немного используем ту возможность, которая у нас есть, и помогаем Коле с гастролями. Понятно, что та песня, с которой он выстрелил - «Басков не козел», была так успешна еще и потому, что в ее записи участвовал Горшок, который даже и не подозревал, что так все получится. Мы и сами не подозревали. Мы просто шутили в тот момент. Но, тем не менее, в основном Коля воспринимается как отдельный от группы «Смысловые галлюцинации» проект, как проект совершенно другого полюса. Сейчас стало понятно, что наши страницы пора разделять, Коле надо заводить свои блоги, свои аккаунты в социальных сетях. Мы смогли позволить себе записать очень темный альбом, а весь позитив мы отдали Коле. Это получилось случайно, но получилось очень хорошо. После Коли выходить на сцену всегда приятно, потому что публика полностью разогрета.

Что касается молодых групп, то я думаю, что они могут достичь чего-то без денег. И этому есть масса примеров: например, Петр Налич. Мы хотим показать, что совсем не обязательно тратиться на дорогие студии, дорогие клипы. Суть-то в идее. В наше время количество просмотров любительских роликов гораздо больше просмотров профессионального видео. Людям интереснее смотреть то, что делают такие же, как они, смотреть то, что они могли бы сделать сами.

- Сейчас есть мнение, что молодых групп развелось слишком много и гитары надо продавать, как оружие, по лицензии. Вы согласны?

- Хорошая формулировка. Это происходит не только в нашей стране, благодаря тому, что Интернет сделал информацию доступной. Раньше можно было сказать, что вышло на этой недели и что хорошо, а что нет. Сейчас даже профессионалы, которые занимаются только тем, что знакомятся с музыкальными новинками, признаются, что не успевают слушать все. Поэтому нет больших героев и ярких персонажей. Их просто трудно заметить. Объем информации настолько велик, что каждый музыкант сейчас живет в каком-то своем небольшом огороде. Но я думаю, что это лишь стадия, и скоро все снова будет в порядке.

«Наш новый альбом поможет многим»

- Ваш новый альбом получается мрачным. Я прочитала, что он был написан при свечах. То есть вы живое освещение предпочитаете электрическому?

- Это связано с тем, что я работал в основном ночью, и мне было комфортнее делать это именно при свечах. Я вообще люблю, чтобы их в доме было много. Когда ко мне приезжают друзья, свечи горят десятками. От них идет настоящее тепло. И эта атмосфера, которая была в моем кабинете ( а там все очень лаконично и присутствуют всего три цвета – белый, черный и красный), передалась песням. Мы старались сохранить ощущение небольшой комнаты и человека, оставшегося наедине с собой. Это - альбом для индивидуального прослушивания. Альбом не мрачный, а именно темный. Он о человеке, который находится в кризисной ситуации, на грани гибели: где-то он понимает, что гибель неизбежна и старается отнестись к этому с юмором; где-то идет на нее сознательно; где-то просто принимает ее и пытается спасти не себя, а любимых людей.

- То есть вы думаете, что в темноте человек может скинуть все маски и побыть собой?

- Отличная формулировка! Я думаю, интересно было бы сделать опрос на тему, кто чем занимается в темноте. Да, эта мысль про маски правильная. Это и объясняет то, что альбом очень лаконичен, в нем нет ничего лишнего, нет необязательных тем. Бывает так, что люди пишут у нас на сайте, что вот такая-то песня спасла жизнь, помогла в тяжелый момент. И я думаю, что этот альбом тоже многим поможет.

- У нас уже есть одна группа, которая тоже любит темноту, свечи… Я говорю про «Кукрыниксы».

- У них совсем другая история. У нас - это просто ощущения, которые реально переживает человек, не надевая на себя черный балахон. Это темнота человеческая. Это можно сравнить с ощущением, когда ты смотришь какой-то артхаусный фильм, в котором нет экшена, нет динозавров, а есть предельно простая картинка, и именно она невероятно цепляет тебя.

- А не было тогда мысли сделать альбом акустическим?

- А он и так практически акустический. В нем очень мало электричества в том виде, в котором его привыкли воспринимать. Это камерный альбом.

- Многие ли темы и идеи вам пришлось переосмыслить в процессе работы над новым альбомом?

- Про Химкинский лес, в смысле? (смеется). Я всю жизнь переосмыслил. У каждого человека наступает момент, когда он смотрит назад, сравнивает себя настоящего с собой прошлым и понимает, насколько стал мудрее и опытнее. Это произошло и со мной.

«Мы потрясены картинкой в новом клипе»

- Вы сняли новый клип, в котором показали очень красивую Землю в ее последний день...

- Да, очень красивую. Мы были потрясены картинкой. Местами она напоминает фильм «Дом летающих кинжалов».

- Музыканты в клипах должны играть? Или музыкант должен петь, а вся драматургия должна быть отдана профессиональным актерам?

- В нашем последнем клипе актеры есть, но их не видно: они в противогазах и костюмах химзащиты. Вообще клипы – это маленькие фильмы, и снимать их - это тяжелая работа. Чтобы клип цеплял, надо многое делать за гранью человеческих возможностей. В клипе «Разум когда-нибудь победит» актрису пришлось поливать ледяной водой. Вернее, по сюжету это был бензин, но наш режиссер ограничился водой. Она была в одной ночной рубашке, а было невероятно холодно. Мы стояли закутанные в куртки, стучали от холода зубами, а ей нужно было не просто терпеть, но еще и играть разные эмоции. И таких примеров много. Первый наш подвиг был на съемках клипа «Звезды 3000». Мы тогда решили прыгнуть с парашютом, после чего подумали, что такие вещи надо доверять профессионалам. В нашем последнем клипе актерам много пришлось бегать. А вы представляете, что такое – бегать в противогазах? Это невероятно сложно.


В нашем последнем клипе актеры есть, но их не видно: они в противогазах и костюмах химзащиты

- В этом желании показать красивую гибель земли заложено ваше отношение к смерти вообще? То есть вы верите в то, что смерть бывает красивой?

- В клипе речь идет о последних двух людях на земле, которые тоже умирают. Это просто история с грустным концом.

- Вы думали когда-нибудь о том, что могли бы сделать сегодня, если бы точно знали, что завтра конец света?

- Я долгое время жил с этим ощущением. Жил сегодняшним днем. Но думаю, что все эти разговоры про конец света, подготовка к нему для того, чтобы человек начал хотя бы думать о том, что пора проводить больше времени с родными, оторвавшись от телевизора; думать о том, что надо позвонить маме, надо успеть сделать что-то по-настоящему важное…

- Вы стали известны благодаря тому, что приняли участие в записи саундтрека к фильму «Брат». Сейчас следите за тем, что происходит в современном кинематографе?

- Конечно, я смотрю кино, я люблю кино, но ходить в кинотеатры сейчас перестал. Со мной, правда, недавно поспорил сын, что на какой-то там фильм я буду обязан с ним пойти.

Смысловые галлюцинации
Смысловые галлюцинации

«Шоу-бизнесу нужен свежий воздух»

- В одном из ваших интервью вы говорили, что в начале вашего творческого пути шоу-бизнес был честнее и лучше, потому что был построен на дружеских отношениях, а теперь это ушло. Но разве это не помогло стать людям более профессиональными?

- Да, может, и помогло... Но раньше было так, что, например, с Юлей Чичериной ездила вся выпускающая компания покупать одежду, или к стилисту, или решать семейные проблемы. Когда Миша Козырев работал на Нашем радио, то даже если у группы не было стопроцентного хита, он все равно садился, слушал весь альбом и в итоге выбирал какую-то песню. Он был уверен, что эфирная жизнь у группы должна продолжаться, даже если что-то на этот раз не получилось. Был какой-то личный интерес, многие из продюсеров постоянно тусовались на концертах молодых групп. Это было хорошим тоном. Мне кажется, что сейчас все снова возвращается к этому, потому что невозможно десять лет вариться в одном и том же и все понимают, что нужны свежие имена, свежий воздух.

- То есть вы готовы работать в условиях, когда профессионалов мало, зато друзей много?

- Я уверен, что если человек хочет научиться, то научится всему. Вот вам пример: у нас есть друг, который живет в Египте, и он написал мюзикл, юмористический. Мы ему говорим: это же мультсериал. Он задумался: «Да? А кто же его нарисует?» Мы ответили: «Кроме тебя, некому». Человек сел и полгода просто изучал специальные компьютерные программы и смог все это освоить. Для меня самое главное качество в людях – гибкость и коммуникабельность. Если ты чувствуешь, что всегда можешь договориться с человеком, то работать тебе с ним будет комфортно.

- На фестивале «20 лет без Кино» вы, как и десять лет тому назад, сделали кавер на песню «Мама, мы все тяжело больны». Почему эта песня так вам дорога?

- Десять лет тому назад мы участвовали в записи трибьюта «Кинопробы», но с самого концерта нас сняли из-за конфликта с «Реал Рекордс», поэтому сыграть ее тогда нам не удалось. Эту песню мы сейчас исполняем на концертах, с благословления Георгия Каспаряна. Она прочувствована нами, мы уверены в каждой ноте. Нам на «20 лет без Кино» было больно на этом концерте слушать некоторые каверы.

- Вас не так давно приняли в казачество. Расскажите, как это произошло.

- Вот, какие новости, оказывается, цепляют людей. На них почему-то всегда живее реагируют, чем на новости об альбоме. Мы выступали в городе Тимашевске в Краснодарском крае, и очень здорово нас там встретили. Администрация подарила нам как символ благополучия корзину, полную продуктов. Там были фрукты, хлеб, колбасы, сыр, вино, водка. Вышел мэр Тимашевска, вручил мне бурку, папаху, булаву. Я был очень растроган. Когда я принес все запаковывать в аэропорт, человек, который там работает, запаковывал ее с непередаваемой нежностью и любовью. Видно, что люди относятся с трепетом к этому символу.

- Мне кажется, что казаческая идеология чем-то близка року: отвага, свобода, непокорность.

- Да, но вопрос в том, есть ли все это в нынешнем казачестве, да и в нынешнем роке? Я многим рокерам разослал бы SMS со словом «отвага», чтобы оно хотя бы просто в них прозвучало.