«Вежливый отказ» вернулся вовремя

«Вежливый отказ» выглянул из подполья. Три года назад их уход со сцены казался чудачеством. Теперь – продуманным маркетинговым ходом. Ведь почти полный МХАТ, как это случилось 24-го марта, Роман Суслов не собирал и в свои лучшие годы. Хотя на самом деле, их уход не был чудачеством или расчетом. Наверное, пришли по-настоящему лучшие годы.

Роман Суслов стал мудрее. И окончательно стал напоминать Олега Меньшикова. Такого Меньшикова, который предстает в спектаклях его собственной постановки: тонкая ирония, принципиальное благородство, стильная интровертность и обаятельная мизантропия. Вот он, Роман Суслов. В окружении такого класса музыкантов, которых ныне не встретишь на рок-сцене – композитор-авангардист Павел Карманов, трубач-джазмен Андрей Соловьев, изощренный басист Дмитрий Шумилов. Интеллектуальная богема в лице галериста Петра Плавинского и знаменитый рок-скрипач Сергей Рыженко в составе «Вежливого отказа», - сам по себе художественный жест.

Вежливый отказ Роман Суслов

В интервью перед концертом Роман Суслов повторял элегантную формулу, которую он нашел для обозначения того, что будет происходить на сцене. Ансамбль солистов «Вежливый отказ». Коротко и контекстно.

Ансамбль солистов разыгрался не на шутку, как только понял, что три года молчания пошли группе в огромный плюс. Первая робость и даже трепет, владевший музыкантами на старте, уже после трех-четырех композиций сменился голодным блеском в глазах. Они соскучились по этой музыке. Соскучились по этим нотам, по авант-року 80-90-х, по этой публике с умными глазами, по голосу Суслова. Они утоляют голод на глазах зрителей, и дух захватывает от безупречной цельности знакомых до последней ноты песен, сыгранных точно и свежо.

«Вежливый отказ» не стал ставить себе цель аутентично воспроизвести аранжировки прошлых лет. И такое рискованное решение, думаю, стало причиной безоговорочного триумфа в этот вечер. Павел Карманов то садится за рояль, цитируя рефрен «Спокойной ночи, малыши», то берет в руки флейту (!!!). Шумилов умудряется в отточенные басовые партии вносить свежий дух фьюжна. Ударные Михаила Митина свингуют так прозрачно, что порой Суслов позволяет себе петь только под аккомпанемент ударных.

Вежливый отказ Роман Суслов

И на все это музыкальное пиршество накладывается тонкая, чуть отстраненная ирония Романа Суслова. Программа возвращения не может быть другой, чем некий The Best. И зрители МХАТа получили лучшие песни группы с разных альбомов, с финальным обещанием «До новых встреч!»

Новая встреча необходима. После этого концерта вакуум в нише российского авант-рока стал болезненно нагляден. Но «Вежливый отказ» обещает вернуться. С новыми песнями.

C глотком свежего воздуха.

Гуру КЕН, NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic.ru