Олег Сакмаров: «Святой и грешник» между жизнью и смертью

Дипломированный музыковед Олег Сакмаров после ухода из «Аквариума» и «Наутилуса Помпилиуса» смог не потеряться, в отличие от многих и многих.

Он активно концертирует со своей группой «Сакмаров Бенд» (фактически это состав «Зерен»), играет в бюджетном проекте «Картуш», освящает песенные эксперименты Дмитрия Певцова и Зары, и бескорыстно помогает бесчисленному количеству молодых неизвестных групп. Еще один эксперимент с написанием песни для ленкомовского спектакля «Аквитанская львица» Глеба Панфилова с Инной Чуриковой привел к появлению заглавного трека нового альбома «Святой и грешник» и, собственно, к выходу самого альбома на «Союзе».

Олег Сакмаров - «Святой и грешник»
Олег Сакмаров - «Святой и грешник»

В «Вермеле», где проходила презентация альбома, выяснилось, что новые песни вполне танцевальны, пропитаны цитатами из классиков, и базируются на фолк-блюзе родом из 60-х. Хотя в жанрах Сакмаров себя не ограничивает - хватает и регги, и средневековой европейской музыки, и Окуджава-рока (самохарактеристика Олега), и даже танго. На духовых в условно фолковых треках «Сакмаров Бенду» подыгрывают две девушки из «Ленкома», одна из которых, Злата Харитонова, стала еще и автором оформления альбома. А самым жесткой песней в этой возвышенно-ироничной программе оказался ностальгический «Джим», посвященный Джиму Хендриксу и Илье Кормильцеву с неожиданной отсылкой к «Мегаполису»: «Кто ты теперь, где ты сейчас?»:

- Если вы назовете нас постмодернистами, то мы не обидимся!

Олега Сакмарова пришли поздравить и выступить на презентации группы «Зерна», «Сон лемура» и Олег Чилап. А сам Сакмаров ответил на вопросы «Новостей шоу-бизнеса NEWSmusic.ru».

- Альбом называется «Святой и грешник». Вы себя числите кем?

- Это две стороны лирического героя. «Я - святой и грешник», сказано в песне. Амбивалентность героя исходит из эстетики романтизма, таков он, дуализм обусловлен постановкой вопроса. Темы неба и земли, добра и зла вечны. Отчасти это отсылка к средним векам, к средневековому романтизму. Но отчасти - отсылка к классическому рок-н-роллу. Дихотомия свойственна этому жанру. Посмотрите на Игги Попа и Мика Джаггера! Это есть святые и грешники в одном лице.

- Прежде всего это романтика? Святой и грешник - это совсем абсолютные категории, не из реальной жизни.

- Для меня самого это не совсем понятно. Я как автор всегда сомневался в истинности того или иного определения. Но меня поддержал Глеб Панфилов, который обратил внимание на песню «Королева» именно из-за этой фразы. Он парадоксальным образом соотнес ее с образом Генриха II, которого играет Дмитрий Певцов, и впервые, наверное, после Владимира Высоцкого, певшего на сцене свои авторские песни, выпустил меня петь «Королеву».

- Сколько времени заняла запись альбома?

- Альбом писался долго, около трех лет. Начинался он с трагических событий. С 2007 года пошли смерти, очень значимые для меня. Илья Кормильцев, Сергей Щураков, Наталья Пивоварова... Под этим впечатлением были сочинены серьезные экзистенциальные песни - «Джим» и другие - о зыбкости грани между жизнью и смертью. Постепенно к ним стали добавляться более светлые песни с фолк-наполнением: ведь противопоставить смерти можно только жизнь народа в ее цветении. То есть фолк. В драматургии альбома заложено именно противопоставление жизни и смерти, альбом начинается «Королевой», а завершается «Джимом».

- Почему альбом получился таким разностилевым? Едва ли не каждая песня - отдельный жанр?

- Это мой принцип, который идет от музыки «Битлз», где заложен универсальный симфонический подход к музыке. В «Аквариуме» он тоже был основным, в тех альбомах Гребенщикова, в которых я участвовал, всепоглощающая стилистика постмодернизма была стержнем. Ведь регги можно выразить одну эмоцию, в моем случае - юмористическую, как в «Короле-льве», блюз («Лобачевский-блюз») дает парадоксально трагическую формулу - любовь умирает и возрождается, как Озирис или Христос. Вальс, танго или панк - всему свое место. Пласты музыкальной культуры - как выразительные средства.

Каждая песня требовала своего подхода. Я долго прописывал вокал, пытаясь найти оптимальные возможности, исходя из задач песни. Я мечтал бы играть в группе, где есть несколько лидеров, как в «Битлз». За неимением таковой, я стараюсь сам сочинять и петь по-разному, чтобы решить эти задачи. Мне много помогает многолетний лидер группы «Зерна» Анатолий Погодаев, он внес неоценимый вклад.

- Планируется ли тур с презентацией «Святого и грешника»?

- Мы покажем альбом в крупнейших городах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Киеве. В зависимости от успешности радиоротаций съездим в другие города. Уже представили альбом у Бухарина на «Нашем радио». Разнесу его на все радиостанции, будем надеяться, что он понравится.

Гуру КЕН