«Аквариум» отпраздновал 4 000-летие

Юбилейный концерт группы «Аквариум» состоялся 6 апреля в Crocus City Hall.

В преддверии юбилея Борис Гребенщиков настаивал, что коллектив отмечает не банальное 40-летие, а вовсе даже 4.000-летие, но судя по программе московского концерта, лидер «Аквариума» успел вообще отказаться от идеи празднования. Со сцены факт юбилея не упоминался ни разу; не было никаких атрибутов «именинного» концерта вроде поздравлений коллег или хотя бы участия музыкантов прежних составов. Песенная программа была составлена отнюдь не по принципу «грейтест хитс» или воспоминаний о важных вехах, в ней преобладали композиции последнего десятилетия (или, если верить летосчислению БГ, последних 3.970 лет существования группы). О том, что концерт не рядовой, напоминали, правда, многочисленность состава «Аквариум» (на сцене одновременно музицировала дюжина инструменталистов, включая Брайана Финнегана, Александра Титова и духового трио) и приподнятое настроение Бориса Гребенщикова.

Аквариум
«Аквариум»

«Любимые, сегодня происходит великое событие, я скажу о нем чуть позже. А пока – немного легкой музыки», - этими словами БГ открыл концерт, сыграв для начала песни «Назад в Архангельск», «Слова растамана» и «Скорбец» в максимально тяжелых аранжировках. Затем в небольшом акустическом блоке прозвучали «Небо цвета дождя» и «Звезда Аделаида», которую заскучавшие по «старью» зрители встретили более чем восторженно. Однако после «Змеи» Гребенщиков вернулся к относительно новым песням («Лошадь белая», «Анютины глазки», «Неизъяснимо»), не забывая нахваливать аудиторию: «Вы сегодня прекрасны»; «Райские звуки» (про попытку зрителей из танцпартера заказать некую песню, пропев ее фрагмент).

«Перейдем к самому главному», - объявил Борис Борисович ближе к середине концерта. Робкое предположение о том, что главное заключается в 40-летии «Аквариума», БГ решительно отверг («40-летие - ерунда») и пустился в рассказ о сожженном ровно 702 года назад на костре великом магистре Ордена тамплиеров Жаке де Моле. Несмотря на обилие подлинных фактов, лекция смотрелась как полнейшая ахинея в курехинском духе и увенчалась «Публичным беспорядком в четырех актах» - сценическим перформансом, включившим в себя пение барабанщика Лиэма Брэдли под нойзовый аккомпанемент, групповое ползание и дикие прыжки Бориса Гребенщикова. Зрители отметили изрядную физическую форму 58-летнего мэтра, но по окончании перформанса вздохнули с облегчением. «Перейдем к площадным танцам и маршам!» - провозгласил БГ, подробно представив коллег, однако «более юбилейной» программа не стала. В ней по-прежнему преобладали песни ХХI века: «Пока не начался джаз», «Моей звезде не суждено» с соло Финнегана и «Она может двигать» в рок-н-ролльном звучании перемежались «Маршем священных коров», «Капитаном Беллерофонтом» и «Тайным узбеком», а вслед за «Небо становится ближе» звучал куда более молодой «Сокол».

Выход на бис концептуально начался с песен на темы разных пороков «Стаканы» и «Растаманы из глубинки», но надежды публики на острохитовую коду тоже не оправдались. Из горячо любимых народом произведений «Аквариум» исполнил только «Дубровского», а «На ход ноги» многие восприняли как намек на приглашение в гардероб.

Intermedia