Итоги "Крыльев 2005": русский рок жив, русский рок живее всех живых

Фестиваль «Крылья» прошел без серьезных происшествий. И это главный итог злосчастного рока заурядного когда-то пивного рок-фестиваля. Все живы, и хорошо. А еще мы увидели самый мощный рок-фест в стране за последний год.

По составу участников «Крылья» задвинули и «главное событие лета» под названием «Нашествие», и все мелкие и средние фестиваля, про которые так много писала пресса. Однако звездный состав – не значит успех. Что же получилось в сухом остатке?

По-прежнему старый добрый русский рок собирает стадионы. Хедлайнеры все те же – «Чайф», «Агата Кристи», «Машина Времени», Земфира, «Алиса». В этом году и «Крылья», и их главный конкурент «Нашествие» решили разбавить эти имена примесью из гаражной альтернативы и хип-хопа. Что получится в Эммаусе, мы еще посмотрим. А в Тушино стало ясно, что затея безнадежна.

Новые жанры совершенно не тянут большую сцену. "Кирпичи", "Психея", Jane Air, Catharsis, Tractor Bowling, Animal Jazz, FAQ – и на клубной-то сцене выглядят усталыми и безжизненными. А рядом с грандами русского рока и вовсе потерялись. То есть звучали-то альтернативщики громко, за гитарные струны дергали сильно, но найти путь к сердцу настолько разных людей (количеством около 100 тысяч за два дня фестиваля) никому из них не удалось.

Владимир Шахрин жаловался за кулисами, что отслушал почти тысячу групп для участия в фестивале «Старый новый рок» в Екатеринбурге, а более-менее интересных нашел не более десяти. Из которых рекомендовал бы к прослушиванию только две. «Не поп-музыка мешает занять року достойное положение, а сами рок-музыканты не умеют играть, и не хотят быть услышанными слушателем!» - горячился Шахрин.

«Крылья» подтвердили правоту лидера «Чайфа». Даже самая раскрученная из молодых групп, продюсерский рок-проект «Братья Грим» своим унылым пением разочаровали публику. Даже свой единственный хит «Ресницы» музыканты сыграли в состоянии полной апатии. Почти сразу после них начала свой сет «Агата Кристи». И с первых же аккордов мощный драйв «Агаты» зазвучал звонкой оплеухой в адрес апатичных продюсерских питомцев. «Агата Кристи» исполнила большую часть «Триллера. Часть 1», разбавив парой старых добрых хитов.

Еще одним разочарованием фестиваля стала старинная арт-группа «Нюанс», реанимированная Александром Кутиковым по неизвестным соображениям. Нафталиновый по звучанию рок и полная концентрация на себе любимых сделала «Нюанс» совершенно непригодным к восприятию на такой широкой публике.

Теперь отметим удачи «Крыльев». Помимо «Агаты Кристи», все поле аэродрома "Тушино встряхнули и первые же звуки «Чайфа». Музыканты только что прилетели из Екатеринбурга, но выглядели свежими и энергичными. Выбранные хиты раскачали публику, еще раз подтвердив старинную русскую поговорку «старый конь борозды не испортит».

«Машина Времени» вышла точь-в-точь как «люди в черном». Одетые в черное «машинисты» принципиально отыграли песни из последнего альбома «Машинально» – «Круги по воде», «По барабану», «Эти реки никуда не текут», «То, что люди поют по дороге домой». И никакого «Поворота». Единственный подарок любителям «старой Машины» - песня 1979 года «Кого ты хотел удивить». И хит Маргулиса про того, кто лучше всех играет блюз, - еще одна звонкая пощечина той «молодой шпане, что сотрет нас с лица земли».

За кулисами Андрей Макаревич очень болезненно отреагировал на реплику о «молодой шпане». Он закипел, и стал возбужденно убеждать журналистов, что нет никакой закономерности в приходе или неприходе новых поколений в роке.

Чуть позже это мнение Макаревича невольно подтвердил Илья Черт. Беспрестанно ругаясь на качество звука, лидер «Пилота» отыграл свою программу, но очень бледно она слушалась на фоне той же «Машины». За кулисами Черт оправдывался происками звукотехников «Крыльев» и тем, что сессионный гитарист «Пилота» играл второй день в группе. «Это наш худший концерт за последние два года!» - восклицал Илья. Однако «Агате Кристи» и «Машине времени» (с сессионным трубачом, кстати) почему-то никакие звукотехники не помешали сыграть отличные сеты…

Еще один хедлайнер, группа «Алиса» выступила ожидаемо мощно. Стильный похудевший Кинчев, весь в татуировках, попросту дирижировал всем полем аэродрома. На каждый взмах его руки публика отзывалась восторженным ревом. «Жизнь и смерть», «Иди ко мне» - красивая поэзия, красивый человек на сцене. Гитарный драйв, безукоризненный драммер, мрачные вокальные распевы хором с публикой. Даже подзабытый текст «Стерха» только раззадорил самого Кинчева и аудиторию. Остатки разрозненной фанатской «армии Алисы» скромно потерялись в толпе восторженных поклонников качественного русского рока.

«Арию» и «Кипелова» организаторы развели по разным дням. И такой выбор был вполне оправдан. Столпы «русского металлического рока» отыграли весьма уверенно, и оба дня по полю слонялись разрисованные в символику групп молодые люди. Отдельно упомяну прекрасный новый медляк Кипелова «Ночь в июле». Похоже, этой балладе уготована радужная судьба в радио-ротациях взамен отработанной «Я свободен»…

Стоит сказать, что конферанс на «Крылья» вели уважаемые люди. Великолепная четверка – Сергей Галанин, Александр Ф. Скляр, Паштет и Чача Иванов. Вели непринужденно и легко.

Еще один всплеск зрительского интереса вызвало выступление легендарной группы «Браво». Музыканты настолько отточено отыграли свои заводные хиты, что к концу выступления не осталось ни одного человека в поле, кто не сделал бы что-нибудь отдаленно-танцевальное. На моих глазах два солдатика лихо отплясывали, стоя в оцеплении вокруг сцены.

Самым ожидаемым сетом фестиваля «Крылья» был, конечно, сет Земфиры. Она не часто балует московских меломанов своими концертами (чем схожа с поведением Аллы Пугачевой). И оттого каждый ее выход, на «Максидроме» ли, или на «Крыльях» - событие в рок-жизни. Земфира закрывала «Крылья». Она вышла в кокетливой блузке с извилистыми лацканами в перехлест. После неудачного выхода на празднике «МК» в Лужниках, ей необходимо было утвердиться в качестве «живого» выступающего.

Поэтому Земфира преувеличенно изменяла вступления к песням, делала непривычно длинные проигрыши между строчками давно знакомых песен, и всем своим видом активно показывала, что поет и играет живьем. Под стать шефу играл и Корней. Откуда-то взялись длинные соло на басу слэпом, которые не игрались ранее. А вот соло-гитарист не удостоился подобной чести.

В конце выступления Земфира заявила, что ее попросили спеть еще, но она не знает, что выбрать. Для выбора между каверами «Radiohead» и «Beatles» решили бросить монетку. Ее не оказалось, и бросили в качестве монетки медиатор. В результате Земфира стала петь радиохэдовский "Creep", а потом еще и собственный «Блюз». Так вот блюз и закрыл самый большой рок-фестиваль в России.

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru