Чихачёвке – 25!

Под таким слоганом в течение двух недель в ноябре проводил свои юбилейные торжества Московский музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва.

Коллектив с уникальной историей, за четверть века преодолевший не только возрастной барьер, но и претерпевший заметные театральные метаморфозы: из типичной для начала 90-х годов прошлого века студии на окраине Москвы – до музыкального театра, занявшего прочные позиции в кругу российских театров «лёгкого жанра».

Впрочем, почему только лёгкого?

Театру Чихачёва свойственна здоровая творческая самоуверенность. И есть – от чего.

За последние десять лет из нескольких музыкантов-солистов, подзвучивавших драматические студийные спектакли, «вырос» настоящий симфонический оркестр, которым руководит один из самых заметных современных театральных дирижёров – Владимир Янковский. А труппа поющих драматических актёров сегодня превратилась в коллектив солистов-вокалистов, среди которых большинство – выпускники ведущих музыкальных вузов страны.

В центре: заслуженный артист России Владимир Янковский и заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Геннадий Чихачёв
В центре: заслуженный артист России Владимир Янковский и заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Геннадий Чихачёв

И поэтому юбилейные торжества вполне закономерно открывал оперный концерт. Разыгранный как четыре шутливые истории о любви и одиночестве сердец, об обмане и мечтах о счастье – вполне в духе традиционных оперных либретто, но с тем ироничным комментарием, которым отмечены юбилейные капустники.

Серьёзной была только музыка – отменно сыгранная оркестром под руководством В. Янковского и спетая солистами театра, среди которых обращали на себя внимание не только хорошие голоса, но и яркие актёрские индивидуальности.

 Квинтет из оперы «Кармен». Слева направо: Григорий Захарьев, Людмила Городецкая, Ирина Химина, Константин Скрипалёв и з. а. России Анна Альт
Квинтет из оперы «Кармен». Слева направо: Григорий Захарьев, Людмила Городецкая, Ирина Химина, Константин Скрипалёв и з. а. России Анна Альт

Сегодня в театре – целая группа героинь, молодых, красивых, сценически талантливых и прекрасных вокалисток: з. а. России Анна Альт – крепкое, центральное сопрано, с веристскими тембрами, лирические сопрано – Зинаида Громоздина и Наталья Реброва, драматическое – Людмила Городецкая, изящная колоратура – з.а. России Наталья Замниборщ, типичная «Кармен» – меццо Ирина Химина и – тоже Кармен - Виктория Микулина… Оперные голоса даны практически всем солисткам театра и – артисткам хора, что убедительно продемонстрировали все юбилейные вечера.

название
Владимир Куркин

Вокальные приобретения последних лет коснулись и мужской части труппы театра. И поэтому в программу концерта с лёгкостью были включены оперные хиты – показательные номера, которые определяют не столько амбиции, сколько реальные возможности труппы театра. Арии Индийского и Веденецкого гостей из «Садко» Н. Римского-Корсакова и Рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, Каватины Розины и Линды – «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти, ария Виолетты из «Травиаты» Дж. Верди и Вальс Мюзеты – «Богема» Дж. Пуччини, Песенка Герцога и Куплеты Тореадора, Квинтет и Хабанера из «Кармен», хоровая сцена из «Фауста» Шарля Гуно и вердиевская «Застольная»…

И всё это – в обрамлении оркестровых соло, самым эффектным из которых было исполнение 1-й части симфонической сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада».

И театр Чихачёва не был бы самим собою, если бы не «покушался» на всё.

Сцена из Вечера оперы: Виктория Микулина – в центре и артисты театра
Сцена из Вечера оперы: Виктория Микулина – в центре и артисты театра

В программе юбилея состоялись вечера романсовой музыки, оперетты и мюзикла.

Геннадий Чихачёв и солисты театра
Геннадий Чихачёв и солисты театра

В последнем особенно отличилась мужская часть труппы. Константин Скрипалёв кажется словно созданным для Тони из «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна и Иисуса из знаменитой уэбберовской рок-оперы – по тембру, музыкальным нюансам и стилю исполнения. Лирическими баритональными красками волнует голос Григория Захарьева – типичного героя и по стати, и по энергетике: роль Волка-отца в мюзикле «Плаха» А. Кулыгина – одна из лучших в его вокальном активе, а прозвучавшая в концерте ария Чудовища из мюзикла А. Менкена «Красавица и Чудовище» раскрыла новые грани в драматическом даровании певца. Всегда интересен Вадим Поповичев, голосу которого свойственна индивидуальная щемяще-трогательная интонация, так подходящая для мюзикльных постановок. Недавнее приобретение театра – Владимир Куркин, высокий лирический тенор, украсивший дуэт Кити и Левина из эксклюзивно написанного для театра Чихачёва мюзикла «Анна Каренина» М. Самойлова. Всегда эффектно дополняют вокальную палитру театральных голосов – бас Алексея Городецкого, опытного певца и фактурно колоритного артиста, и тенор Евгения Башлыкова – широкий диапазон его голоса позволяет придавать драматизм лирическим персонажам и привносить свет в звучание драматически насыщенных ролей и партий.

В программе вечера романсов прозвучали не только популярные произведения П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, П. Булахова, А. Варламова, М. Глинки, А. Алябьева, А. Гурилёва, Б. Фомина, А. Гуэрчиа, Н. Зубова, Н. Ширяева и других, но и новые голоса – Константин Барышников, Юрий Красов, Елена Яздовская. Стильность концерту придавало участие в нём главного дирижёра театра Владимира Янковского, хорошо известного и как пианиста – и звучание рояля под его руками не концертмейстерское, возникает ощущение, что в клавирном варианте звучит чутко слушающий солиста, гибкий по отношению к голосу оркестр – так богато исполнение Янковского нюансами и объёмностью звучания.

Особой, тонизирующей эмоциональностью был окрашен опереточный концерт, вобравший в свою программу лучшее из произведений этого жанра, в котором театральность и музыкальность соединены до не различишь. И здесь несомненными лидерами были заслуженные артистки России Татьяна Петрова и Людмила Полянская, мастера жанра в окружении молодых и талантливых звёзд.

Фрагмент юбилейного капустника: В. Амосов и артистки балета
Фрагмент юбилейного капустника: В. Амосов и артистки балета

Арии и дуэты из оперетт Ж. Оффенбаха и И Дунаевского, А. Колкера и Ю. Милютина, И. Кальмана и Е. Птичкина, Н. Стрельникова и О. Фельцмана, И. Штрауса и П. Аедоницкого, собранные в легко скользящий по сюжету калейдоскоп очаровательных музыкальных номеров, составили оптимистичный по настроению, праздничный по тональности, жизнеутверждающий по энергетике концерт. Который вёл опять же маэстро Владимир Янковский, неизменно подтверждающий своё лидерство как музыкального руководителя театра, так и жанрового дирижёра.

Капустническую линию юбилейных торжеств поддержали вечер в ЦДРИ и само юбилейное торжество с вручениями и награждениями.

Председатель Союза композиторов Москвы Олег Галахов (в центре) вручает театру памятную юбилейную медаль
Председатель Союза композиторов Москвы Олег Галахов (в центре) вручает театру памятную юбилейную медаль

Присутствие официальных признаний в виде грамот, благодарственных писем и дорогих подарков лишь подтвердило – такой театр в Москве есть! Да, наверное, он ещё молод – по сравнению с иными большими сценами, но – не молодым ли у нас дорога?

Елена ЕЗЕРСКАЯ, «Новости музыки NEWSmusic.ru»
Фото - Алексей АНДРОПОВ