В 60-летие Башмет и «Солисты Москвы» играли на Страдивари

В Москве фестиваль в честь 60-летия Юрия Башмета завершился концертом «Солистов Москвы» на уникальных инструментах из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России.

Фактически этот концерт повторил эксперимент 2010 года, когда Башмет добился выделения на один-единственный концерт сразу 16 уникальных инструментов семей Страдивари, Гварнери, Сало и Альбани из Госколлекции. Такие случаи крайне редки, и услышать в исполнении великолепных «Солистов Москвы» звучание раритетов – большая удача в любом случае. Башмет проводит еще цикл «Инструменты Госколлекции звучат в столицах мира», но это редкие концерты, и именно в разных столицах мира.

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

В этот раз звучали 8 скрипок Антонио Страдивари (три из них с сомнительным этикетом, но божественного звука), одна скрипка Джузеппе Гварнери дель Джезу, по одному альту от Страдивари, Гварнери, Сало и Альбани, две виолончели Страдивари, а также контрабас семейства Гварнери.

Олег Майзенберг
Олег Майзенберг

Увертюра Дж.Россини к опере «Шелковая лестница» (1812) прозвучала легко, с летящим прозрачным звуком, и должна была подготовить слушателя к восприятию непростого 20-го концерта Моцарта ре минор для фортепиано с оркестром. Однако первый приглашенный гость – пианист Олег Майзенберг, выпускник Гнесинки, ныне живущий в Вене, вышел с температурой 39 и играл крайне странно, если не сказать неровно. Да и вместо целого концерта прозвучало только Allegro.

Джованни Соллима был великолепен
Джованни Соллима был великолепен

А вот второй гость – знаменитый итальянский виолончелист и композитор Джованни Соллима – был великолепен и конгениален Башмету и «Солистам Москвы». В своих сочинениях Соллима стремится синтезировать классику, рок-музыку и этнику. За неимением этнических вокалистов на сцене Большого зала консерватории при исполнении LB Files пришлось включать фонограмму с вокалом – это было не слишком изящным решением, да и зал не оборудован качественным воспроизводящим оборудованием. Однако все огрехи с лихвой искупил вдохновенный настрой музыкантов – сам Соллима буквально искрился эмоциями и блистал первоклассной техникой игры. Да к тому же не мог усидеть на стуле, и то и дело пытался сам продирижировать оркестром, помогая Башмету. Тот был не против, и лишь улыбался. Посвящение Луиджи Боккерини с вкраплениями текстов Джакомо Казанова и Ж.Д.Абдурахмана получилось солнечным.

Джованни Соллима
Джованни Соллима

Башмет не преминул похвастать звуком уникальных инструментов. Он вкратце рассказывал об истории каждой скрипки или альта, а затем музыкант играл на ней фрагмент какого-либо произведения. Почти лекция-концерт. А затем все вместе они сыграли «крайне редко исполняемое произведение», по словам Башмета, – «Маленькую ночную серенаду» Моцарта.

Юрий Башмет рассказывает про уникальные инструменты из Госколлекции
Юрий Башмет рассказывает про уникальные инструменты из Госколлекции

Во втором отделении Башмет сам взялся за альт. «Кол Нидрей» Макса Бруха, тягучий и подернутый светлой грустью, Башмет сыграл задумчивым и почти трагическим.

Завершился концерт (и фестиваль в целом) часто исполняемым Башметом струнным квартетом «Смерть и девушка» Ф-Шуберта-Г.Малера. Четыре части квартета совершенно разные по настроению, и именно тут в полной мере раскрылись фантастические возможности прекрасных инструментов: мягкий звук как в аллегро, так и даунтемпо, кристальный объемный звук, богатейшая тембральная окраска.

Поскольку во время фестиваля разразился большой скандал, связанный с неточной передачей слов Юрия Башмета о «Законе Димы Яковлева», нелишним будет привести здесь подлинные слова маэстро. Совершенно очевидно, что Башмет отнюдь не одобряет скандального закона, принятого Госдумой под нажимом Владимира Путина:

«Мне тоже не нравится, что это коснулось детского вопроса, впоследствии, как ответ. Это мне не нравится, - сказал Юрий Башмет на пресс-конференции. - Но я также вам должен сказать по этому вопросу, что это же не так, что больной ребенок без родителей где-то в интернете, я не знаю, нашел какой-то американский телефон и стал обзванивать и спрашивать: "Скажите, пожалуйста, вот я больной и мне здесь не помогают, у меня на родине, вы не могли бы меня приютить, сделать операцию, вылечить и вообще, вам не нужна, случайно, вот такая забота? У меня нет родителей, вы не хотели бы стать моими родителями?" Это же понятно, что это тупость, понятно, что есть организация какая-то, а может быть, не одна, для которых это коммерция. Посредники должны быть или нет? Есть они. Деньги зарабатывают? Зарабатывают. Другие говорят: "А что, мы наших детей продаем, что ли, в Америку?" Значит, это одна сторона. Гораздо более серьезно это то, что если мы не можем помочь нашим детям, то тогда почему нужно запрещать им уехать в Америку и там вылечиться».

Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки NEWSmusic.ru»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд

Еще фото юбилейного концерта Юрия Башмета

Юрий Башмет
Юрий Башмет
Джованни Соллима и Юрий Башмет
Джованни Соллима и Юрий Башмет
Джованни Соллима и «Солисты Москвы»
Джованни Соллима и «Солисты Москвы»
Джованни Соллима
Джованни Соллима
Джованни Соллима
Джованни Соллима
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»
Юрий Башмет и «Солисты Москвы»