«Лучший Подарок». Метафизический опыт мелодекламации

Мелодекламация - чтение текста с музыкальным сопровождением – обрела новое дыхание в последние годы и стала чрезвычайно модной в определенных кругах богемной интеллигенции. Многие поэты и прозаики вдруг осознали, что слушатели готовы воспринимать их алхимические тексты только в том случае, если они соединены с привычной уху музыкальной составляющей.

Интереснейшие опыты с мелодекламацией демонстрирует нынче поэт Дмитрий Воденников; поэт и прозаик Александр Дельфинов известен оригинальными опусами «Rhythm-n-Poetry».

Тем интереснее и свежее слушается новый подход к чтению прозаического текста, осуществленный в проекте «Лучший Подарок». Автор, имя которого тщательно скрывается, соединил в своем дебютном альбоме напряженный грохочущий нойз с нарочито ровным и бесстрастным голосом чтеца. Перед слушателями предстает удивительный сплав атмосферного дарк-эмбиента и ровного текста – историй любви и историй смерти.

В отличие от распространившейся по странам и континентам «читки рэпа», в отличие от элитарного европейского речитатива немецкой дивы Лидии Ланч, голос на пластинке «Лучший Подарок» не навязывает слушателю своих оценок и эмоций. Чтец сообщает нам информацию и только. Есть факты и события от первого лица, есть признания лирического героя от третьего лица. Создается вязь переживаний и поступков: «Он подумал», «Я схватился за голову»… Тем временем тревожный музыкальный фон придает слову драматургическую динамику и эмоциональный контекст. Гулкие звуки баса сотрясают, и вызывают буквально физическое ощущение неуютности. Прифузованные гитары жонглируют минорными аккордами, и выжимают из слушателя воспоминания о парализующе-беспощадном саундтреке к «Мертвецу» с упрямой гитарой Нила Янга.

Магический реализм текстов «Подарка» требуют именно такого энергичного фона, помогающего нашему лирическому герою решить множественные метафизические проблемы. Он пересаживает сердце постаревшего фашиста в молодое тело русского парня (трек 11), ищет имя подруги на памятной стелле в списке павших (трек 1), участвует в дуэли с любовником собственной жены (трек 2), спорит с демоном в вагоне метро (трек 4) и соотносит свое пребывание в дУше с душОй себя-младенца (трек 7). Тем не менее, одиночество лирического героя абсолютно и непререкаемо, вне зависимости от количества окружающих его персонажей.

Слушатель невольно ощущает себя то актером, играющим ту или иную роль, то участником загадочной игры под названием «Лучший Подарок». А что еще наша жизнь, как не игра!

Вадим ПОНОМАРЕВ, NEWSmusic.ru