Итоги Радио-года 2009 (ч.1): Кризис среднего качества

Что же творится в отечественном коммерческом радиовещании, и что будет дальше — попытаемся найти ответы на эти вопросы, проанализировав сложившуюся в новом сезоне ситуацию и тенденции ее развития.

В начале девяностых, в ранней юности отечественного коммерческого вещания, казалось, что радио — это легко и просто. Зашел в студию, включил микрофон, сказал что-то, поставил любимую песню, попил чаю, почитал любимый журнал, а люди слушают тебя и радуются, ловя каждое твое слово. А что будет, когда радиостанций станет в десять раз больше — никто не думал! И вот, российское коммерческое радио готовится отметить двадцатилетие – казалось бы, зрелость! И странно слышать частое: «Количество радиостанций перевалило за 50, а слушать нечего!»...

Одинаковые мечты слились в одинаковые форматы, и как в школе — присутствует чувство плеча и манера «списать у товарища».

РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ

Радиовещание больше года живет в состоянии кризиса. Быстро пролетевший год урезанных бюджетов, штатных сокращений, «замороженных» проектов... Но включаешь радио, и вроде все как всегда. Новый сезон штампует новых героев: эфиры живут и дышат, диджеи позитивом пышут. Игры, конкурсы, селебрити; изобилие рекламы, новых программ и внеэфирных акций; триумф молодежных форматов и увеличение объема информационного вещания… Из немногих примет кризиса – автоматизация ночного вещания музыкальных радиостанций («NRJ», «DFM», «Хит FM», «Максимум»), появление новых «малоизвестных» радиостанций и конец эры УКВ.

Еще одной приметой стал отказ некоторых вещателей от работы на дублирующих УКВ-частотах и разработки новых. Например, из УКВ-эфира Москвы пропали «Европа Плюс», «Ретро FM», «Love Radio», «Добрые Песни» и даже «Радио Свобода», казалось бы, располагавшее средствами на содержание частоты 68,3 – тоже исчезло (хотя тому были и чисто политические причины, но и они только продолжили общую тенденцию). После перехода «Добрых Песен» на FM, частоту 66,86 так никто и не занял, «МедиаХолд» отказался от разработки частоты 70,64 для «Радио Дача», а ЕМГ – от вывода на 72,92 УКВ пропавшей из FM «Радио Мелодия»… В Петербурге похожая картина – на УКВ вы так же больше не услышите «Европу Плюс», «Ретро FM», радиостанцию «Гардарика/Невская Волна» и, опять же, музыкальный оазис для рабочей интеллигенции, «Канал Мелодия». УКВ с этих пор – оплот государственного и информационного вещания.

На то, что диапазон УКВ недооценен, указывают рейтинги московского радио «Ультра» (70,19), которое вот уже не первый год год при полном отсутствии промо собирает аудиторию гораздо большую, чем ряд FM-радиостанций, ориентированных на широкие массы любителей поп-музыки.

Однако на то, что диапазон УКВ недооценен, указывают рейтинги московского радио «Ультра» (70,19), которое вот уже не первый год год при полном отсутствии промо собирает аудиторию гораздо большую, чем ряд FM-радиостанций, ориентированных на широкие массы любителей поп-музыки. И рейтинги радио «Петербург» (69,47), входящего в «Топ-10» радиостанций Петербурга, и маргинального радио «Ваня» (68,66), обходящего по рейтингам такие FM-бренды как радио «Эрмитаж» и «Бизнес FM» вторят: УКВ-диапазон недооценен!

Чтобы еще раз в этом убедиться – стоит выехать за МКАД. Далеко за МКАД. Поймайте такси в Калининграде — на приемниках у водителей светится 72,11 («Радио Шансон») и 68,84 (молодежное «Колледж Радио»). В Калуге таксисты слушают «Юность/ЮФМ» на 70,43 и «Ретро FM» на 73,25. Загляните в магазин автомагнитол – почти треть, если не половина всех устройств имеют расширенный FM/УКВ-диапазон. Вывод напрашивается один – на УКВ нет интересных программных продуктов, которые могли бы «оттягивать» аудиторию на себя. Более того, никто так и не осмелился набором простых PR-усилий ответить на вопрос массовой аудитории: УКВ – это где? Ведь подавляющая часть рядовых слушателей даже не догадывается о том, что УКВ – это не шипящие и скрежещущие средние волны или длинные, а «корень», или, если хотите «ветвь» FM-радиовещания. Можно сколь угодно объяснять это тем, что «время идет вперед», однако включаешь радио – и понимаешь – вот оно, хорошо забытое «старое».

ПРОЩАЙТЕ, 80-е! ЗДРАВСТВУЙТЕ, 90-е!

Главные музыкальные тенденции прошедшего года – молодежный клубный стиль электро, топовое ретро 80-90-х и «мягкий» шансон. Но, если с ретро и шансоном все понятно – их лирические корни лежат питаются в тех же 80-90-х — то электро более загадочен. И только старшая аудитория часто узнает в подавляющем большинстве треков те самые, до неузнаваемости переработанные 70-90-е. Вот и получается, что старшая аудитория «открывает» для себя молодежные стили, а молодежь – ретро.

Вполне вероятно, что популярность мелодичных и ретро-форматов у молодежи кроется в недостаточной музыкальности «свежеиспеченных» героев.

Вполне вероятно, что популярность мелодичных и ретро-форматов у молодежи кроется в недостаточной музыкальности «свежеиспеченных» героев. Золотые 90-е вернулись в «новом старом» формате радио «Максимум», в музыкальном и межпрограммном наполнении обновленного эфира радиостанции «Вояж FM», в попытках создать новый формат «Радио Звезда»… И даже самый востребованный у широких масс стиль, названный по имени топового фестиваля «Дискотека 80-х», по сути, себя изжил – организаторы фестиваля (ВКПМ) объявили о том, что в 2009 году «Дискотека 80-х» состоялась в последний раз.

Возможно, в следующем году нас ожидает нечто вроде «Дискотеки 90-х», и эта тенденция станет доминирующей, ведь тенденции определяет тот, кто управляет вкусами широких масс. К этим новым реалиям подготовились и организаторы конкурентного «Дискотеке 80-х» фестиваля «Легенды «Ретро FM», собирающего кумиров 80-х и 90-х, который в этом году прошёл в пятый раз. Тенденцию 90-х в новом сезоне поддержала молодежная радиостанция DFM, запустившая широко разрекламированную ежечасную рубрику «D-СКАЧ» (в конце каждого часа в эфире звучат хиты 90-х – от «Мальчишника» до «Миража»). По некоторым сведениям, эфирная акция вскоре выльется во внеэфирную клубную и, возможно, превратится в еще один большой музыкальный фестиваль. Есть и другая грань 90-х – например, музыкальная составляющая эфира государственной молодежной радиостанции «Юность» медленно движется от электро-тектоника (так же изобретения 80-90-х) в сторону нью-рейва и драм-н-бейса (и снова привет 90-м).

Кстати, говоря о молодежных форматах, один мой хороший знакомый, работающий на крупной региональной молодежной станции, рассказал мне, как попал во время летнего отдыха под влияние ортодоксального «Радио Дача», и решил подкорректировать формат своей радиостанции в сторону «доступной мелодичной музыки». Куда, в свою очередь, движется «Радио Дача», мне удалось узнать у Андрея Трофимова, генерального продюсера «Love Radio», «Радио Дача» и радиостанции «XFM»: - Удивить абсолютно новым форматом при том количестве станций, которое сейчас присутствует в Москве, уже практически невозможно, так что мы предпочитаем удивлять логичным развитием. На «Радио Дача» в новом сезоне появились новости, которых многим так не хватало. Программное наполнение включает в себя передачи собственного производства, - истории любви и истории успеха. Отдельным образом хочется отметить программу, которая вызывает особый интерес у аудитории - «Мехди. Тайны судьбы». Ее премьера состоялась в межсезонье, но уже сейчас можно сказать, что это один из самых удачных проектов Радио Дача в этом году. Также в эфире остались радио-версия фестиваля «Песня Года» и фирменные вечеринки «ДискоДача». Новый сезон Love Radio мы начали с обновления оформления эфира. Новые джинглы для нас сделал Андрей Иванов, также известный как Triplex. Обновился формат информационной составляющей эфира - это идеальное, на наш взгляд, сочетание новостей от происшествий в общественной жизни до известий из мира шоу-бизнеса. Собираемся нескучно отметить все праздники от приближающегося Хэллоуина до пока еще не близкого Нового года. И начинаем готовиться к главному - Big Love Show, которое, уже по традиции потрясет сначала Москву, а на следующий день Санкт-Петербург - 13 и 14 февраля, соответственно.

ФИРМЕННЫЕ ВЕЧЕРИНКИ

Трудно сказать, кто из гениев промо изобрёл формат еженедельных клубных вечеринок, проводимых под флагом определённой радиостанции, и выдержанных в музыкальном стиле, близком к формату радиостанции. Этот грамотный «оффлайн» поддерживает активность слушательского социума вокруг бренда радиостанции и ее эфирных акций. Именно на фирменных вечеринках часто тестируются музыкальные нововведения и вырисовывается портрет активной аудитории. Самым громким и успешным клубным проектом XXI века по праву стала и остается «Вечеринка «Ретро FM», проходящая вот уже более 5 лет по четвергам. То, что происходит в клубе «Фа-Соль», больше похоже на выпускной в школе, чем на вечеринку любителей ретро. Танцуют, поют и пьют люди всех возрастов – от 17-ти до 77! Танцы на столах, конкурсы «с клубничкой», долговременная преданность аудитории и привлечение друзей к посещению вечеринки – что может быть лучшим доказательством слушательской активности.

«Убойная вечеринка «Милицейской Волны» в клубе «Высоцкий» была создана выходцами из PR-департамента ЕМГ. Потом появились «Дискодача» от «Радио Дача», вечеринки «Кекс FM», «Русского Радио», «Хит FM» и новые клубные форматы. В свою очередь, формат «пляжных вечеринок» «Европы Плюс» был «взят на карандаш» радиостанциями DFM, Love Radio, «Монте-Карло», «ЮFM/Юность» и смело пошел в регионы.

РАЗГОВОРЫ ЗАМЕНЯЮТ МУЗЫКУ

Чем напряженней ситуация, тем больше нужна информация — в кризисные моменты истории интерес аудитории к информации сильно возрастает. Сегодня в Москве удовлетворять всевозможные запросы аудитории призваны более десятка информационных и разговорных радиостанций: «Эхо Москвы», «РСН», «Маяк», «Серебряный Дождь», «Вести FM», «Комсомольская Правда», «Говорит Москва», «Сити FM», «Бизнес FM». И это не учитывая государственного «Радио России», вещающего в диапазонах УКВ, ДВ и СВ и на первой кнопке кабельного радиовещания, а так же профильных радио «Культура», «Спорт», в изобилии заполненных разного рода информацией. Не забудем про ряд радиостанций, выходящих на средних волнах: «Голос Америки», «Свобода», «Немецкая Волна», «WRN» и легендарный «Голос России», кстати, уже не ограничивающийся концептуально только иновещанием.

Аудитория эфирных радиостанций «взрослеет» — ее больше тянет послушать и поговорить.

Аудитория эфирных радиостанций «взрослеет» — ее больше тянет послушать и поговорить. Потому, пока новое поколение слушает музыку и общается на сайте «Вконтакте» и смотрит видео на Youtube, эфирные радиостанции добавляют в сетку еще больше ток-шоу.

Этой осенью стартовал новый сезон и обновленное ежевечернее шоу «РАШ» на «Европе Плюс», появились целых два ток-шоу на казалось-бы-музыкальном-радио «Хит FM», собирающих невиданный по меркам своего же линейного эфира слушательский интерес в виде потока sms-сообщений, что не может не навевать мысль о потенциально успешном отдельном радиоформате, основной тематикой разговорного содержания которого будет мистика и психология. Программы «о неизведанном» появились на «Радио Дача» и «Карнавал», запустилось студенческое ток-радио «Зачет» в эфире «Мегаполис FM», пока всего на пару часов в сутки. Но, по неподтвержденным слухам, это только начало – в пользу этого говорит и новое утреннее шоу на «Мегаполисе» во главе со скандально известной Катей Гордон.

С середины лета и до первых чисел ноября не утихали слухи о том что олигарх Александр Лебедев подумывал запустить на одной из принадлежащих ему частот (94,0 или 94,4) оппозиционную Кремлю информационную радиостанцию… но, о ужас! – ровно в полдень 9-го ноября, безо всяких объявлений и анонсов, на принадлежащей ему частоте 94,0 прекратилась трансляция государственной молодёжной радиостанции «ЮFM/Юность» и через пару секунд включилась новая радиостанция формата «Здравствуйте, счастливые 90-е» под названием «Не Очень Взрослое Радио/Пионер FM», по словам Лебедева, соответствующая заявленной концепции. Вся интрига ситуации в том, что генеральным продюсером радиостанции назначен только что уволенный из ВГТРК Андрей Чижов, последние два года до этого официально пребывавший в должности продюсера молодёжного вещания ВГТРК (Радио Юность). Вот такая ситуация: только что уволенный с поста продюсера 94.0 FM («ЮФМ»), Андрей Чижов снова становится продюсером 94.0 FM, но уже с концепцией «Пионер FM». ВГТРК в панике, Сергей Архипов срочно ищет другую FM-частоту для «ЮФМ»: как-никак, зависли рекламные контракты, программные продукты и промо-проекты… А возмущённая общественность делает ставки: сколько на этот раз Андрей Чижов продержится у руля нового проекта.

Эта дата, 9 ноября 2009 года стала последним днём не только для «ЮФМ». С этого дня официально прекратила существование молодёжная радиостанция «NewTone FM» на 93.6 FM. До весны, пока не начнёт своё вещание заявленная информационная радиостанция «Коммерсант FM», на этой частоте будет идти однообразная музыкальная подборка, оставленная в наследство музыкальной редакцией «NewTone FM», чтоб не нарушать правил и не оставлять частоту без вещания, что могло бы привести к её изъятию.

ЧТО ЖЕ БУДЕТ? ЧТО ЖЕ БУДЕТ?

«NewTone FM» – это отдельная песня в истории российского радиовещания. Ещё один бриллиант в копилку ляпов российских медиа, подобный перепалке Ксении Собчак и Кати Гордон на Маяке, случился в августе 2009 года именно на этой станции. Ролик, где певица Таня дерётся с Еленой Лобовой, музыкальным редактором «NewTone FM», разнёсся по Рунету со скоростью молнии. Вопреки радости многих, сценка была всего лишь пиар-ходом, задуманным в качестве спасения радиостанции, над которой нависла угроза закрытия из-за катастрофически низких рейтингов. Но, не тут-то было… генеральному директору «NewTone FM» объяснили «наверху», что ИД «Коммерсант» никогда не шёл и не пойдёт по пути «чёрного пиара». Радиостанция закрыта, песня певицы Тани, ставшая причиной «раздора», в большие эфиры так и не попала, а ставшая знаменитой Лена Лобова ищет работу. О времена, о нравы...

Маргарита Набокова работает в радиовещании почти 20 лет. Прошла путь от ди-джея "Европы плюс" до программного директора и генерального продюсера компании "РИО продакшн" ( "Европа плюс", "Радио Ретро", "Радио 101", "Наше время на Милицейской Волне", Радио Джаз", Радио Классика", "Радио Мегаполис", "Милицейская волна"). Постоянный консультант ряда крупнейших радиостанций России и СНГ. Продюсер более 20 пакетов оформления эфира радиостанций России и СНГ. Продюсер крупнейшей российской музыкальной продакшн библиотеки BMRU (broadcastmusic.ru). ауреат различных профессиональных премий "Сибирский децибел", "Премия Попова", "ММФР". ЛСоавтор книг Мы говорим, нас слушают" (ФНР Россия), "Эфирные тайны" (А.Бубукин).

Современным управляющим кадрам удивляется Маргарита Набокова, продюсер компании "РИО продакшн", производящей оформление для радиостанций и оказывающей услуги менеджмента.

- К моему величайшему сожалению, сейчас радио переживает свои далеко не лучшие дни. А связано это, в первую очередь, с тем, что из бизнеса ушли высококлассные специалисты, ушли или перепрофилировались и работают в смежных областях. Те же, кто работает на радио сейчас, в большинстве своем, не очень компетентны, мягко говоря. Сейчас объясню. Наша компания "РИО продакшн" занимается многими околорадийными вещами – от написания одежды эфира, создания продакшн библиотеки до консультирования радиостанций в различных областях. Практически каждую неделю приходится сталкиваться со звукорежиссерами, не имеющими слуха и не владеющими музыкальной грамотой. С музыкальными редакторами, не знающими программу, в которой они создают эфир радиостанции и не знающими ту музыку, с которой они работают! С юристами, понятия не имеющими, что такое авторское право. С ведущими, имеющими тройку по риторике, с журналистами, делающими ошибки в известных фамилиях и названиях. С продюсерами, не понимающими стиль, в котором работает их радиостанция. К еще большему сожалению, подобная картина наблюдается на многих региональных и столичных радиостанциях. Это грустно. Я люблю радио. Я хочу гордиться радио. Очень надеюсь, что уважаемые господа руководители, владельцы и совладельцы радиостанций когда-нибудь захотят брать на работу специалистов, имеющих соответствующие должностям образование или опыт, может быть (о чудо!) они массово захотят обучать своих сотрудников. Я очень на это надеюсь. И тогда я смогу с гордостью сказать - радио forever!”

Продолжение материала: Итоги Радио-года 2009 (ч.2): Каких форматов пока не хватает?.

Денис СОКОЛОВ, для «Журнал Медиа-Профи»