Российская музиндустрия находится на грани катастрофы

Легальный оборот российской музыкальной индустрии сократился в 2009 году приблизительно на 15% и составил 1,044 млрд руб. Больше всего падали продажи на физиче­ских носителях. Их доля сократилась на 25%, до 300 млн руб. При этом сокращался как выпуск альбомов, так и количество звукозаписей и клипов.

Такими темпами музыкальная индустрия может погибнуть уже через пять-семь лет. К таким неутешительным выводам пришли участники рынка, опрошенные РБК daily.

Сегодня, по оценкам коммуникационного холдинга Intermedia, доля доходов непосредственных создателей музыки (исполнителей, авторов и композиторов) составляет 200 млн руб., или 19% от общих доходов индустрии. Если учитывать теневой оборот в смежных отраслях и пиратский контент, доля непосредственных музыкантов и вовсе падает до 8%. Общая динамика российского музыкального рынка, по подсчетам главы Intermedia Евгения Сафронова, также показывает отрицательный тренд. В 2009 году на 35% сократился выпуск альбомов. На 20% меньше в среднем появилось звукозаписей и клипов. «Такими темпами музыкальная индустрия может погибнуть уже через пять-семь лет», — полагает эксперт.

Потери правообладателей в музыкальной индустрии составляют астрономические суммы, оцениваемые в миллиардах долларов, полагает композитор группы «Мираж» Андрей Литягин. Кроме открытой торговли пиратской продукцией, по его мнению, потери также происходят при публичном использовании произведений в общественных местах, а также при пиратстве в сети. «Это происходит во многом при попечительстве правительства», — уверен музыкант. «В нашей стране просто никому нет дела до сохранности интеллектуальной собственности», — считает и продюсер Евгений Кобылянский.

Евгений Сафронов уверен, что вывести музыкальную индустрию из системного кризиса может только активное участие в проблеме государственных органов. «Все права на интеллектуальную собственность (не только в области патентов и товарных знаков, как сейчас, но и в области культуры и массовых искусств) должны юридически защищаться на государственном уровне. Причем не только в одной стране, а глобально по всему миру через подписание соответствующих международных конвенций». Эксперт считает, что авторы и исполнители, даже объединенные в общества по коллективному управлению правами, не смогут навести порядок в музыкальной индустрии без активного и заинтересованного участия государственных органов; в то же время надежда на это сейчас крайне мала.

Генеральный менеджер российского EMI/GALA Records Сергей Балдин полагает, что спасет индустрию новая бизнес-модель и новые форматы музыки: «Для монетизации контента артиста следует использовать все направления продаж его композиций». От физических носителей до цифровых и персонализированных мелодий вызова. Последние сегодня приносят очевидную прибыль. По оценкам г-на Балдина, объем рынка дополнительных услуг в сетях сотовой связи в нашей стране составляет уже около миллиарда долларов. И в кризис значительно вырос.