10 самых важных итогов Премии Муз-ТВ 2011

Премия Муз-ТВ 2011 обошлась без громких скандалов, но дала возможность сделать несколько актуальных выводов о нынешнем состоянии отечественной популярной музыки: от Реввы до Земфиры.

Итак, 10 моментов, которые останутся в памяти от Премии Муз-ТВ 2011.

1. Признание Артура Пирожкова

Смешной фейковый проект популярного комика из «Комеди Клаба» Александра Реввы поначалу не вызывал никаких надежд на долгую жизнь. Однако Ревва думал иначе. Он подкрепил серию шуточных незатейливых песенок трэшовыми клипами, спел дуэт с трэшовым украинским фешн-проектом «Квест Пистолз» и… получил на «Премии Муз-ТВ» тарелочку за «Прорыв года».

Конечно, признание Артура Пирожкова больше говорит о «Премии», чем о прорывах в музыке. Но и не поверить тому, что за Пирожкова могло проголосовать множество тинейджеров, невозможно. Неподвижная нижняя челюсть, жабий взгляд а-ля Арнольд Шварценеггер и хилый голосок – фейк-звезда российской попсы готова. Наряду с такими «певцами», как соратники по «Комеди» Тимур Родригез, Павел Воля etc.

Поскольку на церемонии о желании запеть объявили другие трэш-звезды – Анастасия Волочкова, Ксения Собчак (да и пионэр Сергей Зверев не уходит со сцены), то через лет пять в списках номинантов и победителей вряд ли останется место для вымирающего подвида «поющих» артистов. Существа подвида «селебрити» явно вытесняют их с музыкального Олимпа Премии Муз-ТВ.

2. Полезно снимать клипы с мировыми звездами

Главный записывальщик дуэтов со звездами мировой сцены – Тимати. В этом году он получил отдачу в виде тарелочки от клипа на дуэт с P.Diddy «Dirty Money – I’m On You». В прошлом – тарелочку за видео с Busta Rhymes и Mariya «Love You». Так что выгоды от кооперации – налицо.

Не всем, впрочем, так везет. Клип Билана с Anastasia «Safety» даже не попал в номинанты для зрительского голосования по видео, а в номинацию «Лучший дуэт» попал, но проиграл другой кооперации – бледному дуэту Филиппа Киркорова с оперной дивой Анной Нетребко «La Voix».

Так что в любом случае – записывать дуэты с мировыми звездами теперь чревато тарелочкой…

3. Стать победителем Премии можно в любом жанре

Оковы пали, да здравствует свобода. На сцене «Олимпийского» отгремели баталии, которые никто более и не считает за заварушку. Можно читать рэп, рычать фуззовыми риффами, разыгрывать комические куплеты, петь оперу – никто даже не удивится. Это теперь в правилах игры.

Целый номер на сцене «Олимпийского» забабахал рэпер Noize MC, при этом парень не попал ни в одну ноту – и это совершенно нормально (и для него, и для Премии). Мощный утяжеленный диско-рок продемонстрировали «Звери» и акустические гитарные баллады – Илья Лагутенко, - и это не смущает никого. А на тяжеляк «Tokio Hotel» собралось едва ли не пол-«Олимпийского». Что поставило в крайне неловкое положение Земфиру, которой пришлось наблюдать спины уходящих фэнов TH. Да и сама Земфира не пожалела грязных риффов для ценителей Билана и Лазарева.

Все можно. Все разрешено. Лишь бы собирались люди, подтягивались к главному поп-зрелищу года – к выставке священных коров, к которым давно уже принадлежит не один только Филипп Киркоров. Это разумная циничная политика Премии, и она дает плоды. И зал полон, и интерес к Премии продолжает быть высоким.

4. Билан + Лазарев = Премия Муз-ТВ

Обижать ни одного из поп-фаворитов нельзя, но главная тарелочка всего одна, и из года в год устроителям приходится придумывать затейливые выкрутасы, чтобы ублажить принцев. В прошлом году «Лучшим исполнителем» стал Билан, а Лазарев ничего не получил. Теперь снова главная тарелочка досталась Билану, но Лазарев получил утешительный приз «За лучший альбом».

- Неважно, на каком языке ты поешь, главное – от сердца! – тут же заявил вдохновленный Лазарев, потративший целый год на продвижение своего малопопулярного, но качественно записанного альбома «Electric Touch». – Мне говорили, что на альбоме всего две песни на русском, зачем тебе это… Вот я держу тарелку за лучший альбом!

Билан, получавший тарелку очередного «лучшего исполнителя», был философичен и краток:

- Эта тарелка не первый раз в моих руках. Наверное, я гневлю Бога. Но я очень рад!

5. «На наших песнях выросло не одно поколение россиян»

Такие слова мог бы с полным правом сказать Иосиф Кобзон, получивший на этой премии почетный спецприз «За вклад в российскую культуру» и спевший эталонным, практически фанерным, голосом «Я люблю тебя, жизнь». Могла бы, с некоторыми оговорками, так сказать Лариса Долина.

Но так сказали «Иванушки International», отмечающие в этом году 15-летие. Парадоксально, но это чистая правда. Именно так и выглядела аудитория «Крокус Сити Холла» на юбилейном концерте. И фактически именно эта церемония Премии Муз-ТВ легализовала новое поколение поп-легенд, - стартовавшее в 90-е годы. Уже и «Дискотека 80-х» мутировала в «Дискотеку 90-х», и лица 90-х требуют к себе уважение, сравнимое с вниманием к мэтрам. Учитывая, как мало осталось лиц 90-х в шоу-бизнесе, наверное, в этом есть свой резон. Тем более «Иванушкам», задавшим в свое время моду на актуальную танцевальную музыку.

Эпохи меняются на глазах.

6. Филипп Киркоров как священная корова

Вообще-то сам Филипп решил будировать эту сомнительную тему. Он вдруг на церемонии напомнил, что некто назвал его священной коровой, попытался активно протестовать против этого, и получил не менее сомнительный комплимент от Собчак, что на корову он пока не похож.

Тем не менее, Филипп получил на этой премии две тарелочки из двух возможных: за дуэт и лучший саундтрек «Струны» к вампуке «Любовь в большом городе 2». Между прочим, в саундтреках у него был мощнейший конкурент «Би-2» с боевиком «Реки любви» к фильму «Квартета И».

Поп-король год за годом убедительно доказывает свое право на трон, и минувший год не стал исключением. Как и нынешний, кстати, – спетый на этой церемонии «Снег» очевидно войдет в топы премии 2012 года и «Золотого граммофона». Парадокс в том, что находящийся в отличной вокальной форме король никак не споет песню, которая стала бы убедительным гимном сильной половины человечества, по крайней мере, - российской.

Женской аудитории король, как и оба принца, уже все доказали. А вот с мужской аудиторией не ладится у всех троих – но дать «лучшего исполнителя» Лепсу (спевшему тут «Зачем тебе я») или Расторгуеву не позволяет гендерное неравенство внутри аудитории телеканала.

7. Политика как фактор административного успеха

Едва ли не центральной фигурой на церемонии стал олигарх Прохоров, которого нестеснительная Собчак буквально допрашивала о малейших нюансах вверенной ему политической партии. В России подобные телодвижения на телеканалах давно требуют согласования наверху. Стало быть, очень важным показался в Кремле пиар избранной псевдо-оппозиции на молодежную аудиторию.

Отчасти появление ненавидимого миллионами олигарха ярко подчеркнуло немузыкальный характер вещания «Муз-ТВ», про который до сих пор мало кто ведает. Но еще более важно, что герой светских скандалов подчеркнул селебрити-доминирование на Премии.

8. Нас должно что-то объединять

Вернее, такова была идея. Довольно скоро выяснилось, что «Олимпийский» не объединяет ничто. Когда чествовали настоящую подвижницу в помощи лишенным всего – Доктора Лизу – зал имбицильно гоготал в ожидании очередного поп-кумира. Да так, что генеральному директору Муз-ТВ Андрею Димитрову пришлось прикрикнуть на зал: «Замолчите, иначе все остановим!». Когда вручали премию Иосифу Кобзону, зал свистел и требовал зрелищ. Когда песней «My Way» сборная эстрадных звезд поминала ушедшую Людмилу Гурченко (как могли, так и спели), в зале был смех и скучающие лица.

Рано или поздно на мероприятиях для тинейджеров мы должны были ожидать подобных демонстраций отупления и дебилизации выпускников современной школы. И вот оно, наступило прямо сегодня. Здравствуй, младое поколение!

9. «Евровидение» потеряло последний шарм

Выступление победившего на «Евровидении 2011» азербайджанского дуэта Ell&Nikki прошло полностью незамеченным. Отчасти в том вина ведущих, не упомянувших статус гостей. Но еще несколько лет назад трудно было представить, чтобы приехавших в страну победителей «Евровидения» банально не узнали бы. А именно так и произошло на церемонии.

Интерес к «Евровидению» попыталась было разогреть Яна Рудковская, в очередной раз «прозрачно» намекнувшая, что не исключена третья поездка Билана на этот конкурс. В свете недавней архинеудачной ставки на Воробьева это выглядит заманчиво. Но теперь, после церемонии, Билану и Рудковской стоит пересмотреть свое отношение к участию в «Евровидении».

Никаких дивидентов в ближайшие годы внутри России это не принесет, а успехи в «мировой» карьере Билана и ранее были весьма сомнительными.

10. Главная певица страны

Земфира
Земфира

Это, конечно, типично советский абсурд – когда «Лучшей исполнительницей» признается Вера Брежнева, а хедлайнером церемонии становится другая отечественная (впервые в истории, кстати) певица Земфира.

Так уж получилось, что после ухода Аллы Пугачевой трон остался временно пустым. София Ротару уже не в том возрасте, чтобы интересоваться подобными цацками, а другие певицы по разным причинам не тянут. После двухлетней паузы Земфира вернулась с песней «Без шансов», и по этому камбэку стало понятно многое.

Во-первых, Земфира сейчас безоговорочно лучшая исполнительница по всем параметрам (при всем уважении к Вере Брежневой и прошлогодней победительнице Валерии).

Во-вторых, ей осточертело быть буржуазной и комильфо, а хочется быть нервной и модно-роковой. В-третьих, шершавый сет на «Максидроме» пошел ей явно на пользу – она учла все ошибки, ощутила стадионный нерв и … стала гораздо спокойнее. Тут-то все и получилось. Когда Земфира сжимает свою энергию внутри (а не суетится), получается мощнейший посыл. Особенно заметно это по заключительной песне Цоя «Спой вместе со мной» - больше никакого мальчишеского вызова соперникам и соперницам, только сила, уверенность и дребезжание чайных ложек перед всесокрушающим смерчем. Это было спето так, как поют исключительно большие артисты.

И хотя использование вокодера в этом сете было явно чрезмерно, - но это был на удивление и радость убедительнейший сет лучшей певицы страны. Земфира это доказала.

Собственно, это обретение лучшего и стало главным итогом церемонии Премии Муз-ТВ 2011. Пусть и практически не имеющим отношения ко всему, что было до него.

Победители девятой Ежегодной национальной телевизионной Премии в области популярной музыки Муз-ТВ 2011

Прорыв:

Артур Пирожков
Митя Фомин
«Gorchitza»
«Пающие трусы»
«Марсель»

Лучшая рок-группа

«Мумий Тролль»
«Океан Ельзи»
«Uma2rman»
«Звери»
«ДДТ»

Лучший саундтрек

Филипп Киркоров - Струны (OST «Любовь в большом городе 2»
Павел Воля – Большие города (OST «Наша Russia: Яйца судьбы»)
«Би-2» и «Квартет И» - Реки любви (OST «О чем говорят мужчины»)
Сергей Лазарев – Instantly (OST «Хроники Нарнии: Покоритель Зари»)
Noize MC - Устрой Дестрой (OST «Елки»)

Лучший дуэт

Филипп Киркоров и Анна Нетребко - La Voix
Баста feat. Бумбокс – Солнца не видно
Валерий Меладзе и Григорий Лепс – Обернись
Дима Билан и Anastacia – Safety
Quest Pistols и Артур Пирожков – Революция

Лучший альбом

Сергей Лазарев – Electric Touch
Вера Брежнева – «Любовь спасет мир»
«Бумбокс» – «Все включено»
«А-Студио» – «Волны»
«Нюша» – «Выбирать чудо»

Лучший хип-хоп проект

Guf
Баста
5ivesta
Банд’эрос
Noize MC

Лучший исполнитель

Дима Билан
Григорий Лепс
Валерий Меладзе
Сергей Лазарев
Стас Михайлов

Лучшая исполнительница

Вера Брежнева
Елка
Ани Лорак
Нюша
Елена Ваенга

Лучшая поп-группа

«А-Студио»
«ВИА Гра»
«Винтаж»
«Градусы»
Quest Pistols

Лучшее видео

Тимати и P.Diddy – Dirty Money – I’m On You
Вера Брежнева – «Любовь спасет мир»
Валерий Меладзе – «Небеса»
Елка – «Прованс»
Дима Билан – «Я просто люблю тебя»

Лучшая песня

Слава – «Одиночество»
Валерий Меладзе и Григорий Лепс – «Обернитесь»
Вера Брежнева – «Любовь спасет мир»
Елка – «Прованс»
Дима Билан – «Я просто люблю тебя»

Специальный приз за вклад в российскую культуру

Иосиф Кобзон

Специальный приз за вклад в мировую культуру

Шэрон Стоун