«Усадьба Джаз», 1 день: Любич для употребляющих и признание Катамадзе

Уже восьмой по счёту Международный музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz» состоялся в прошедшие выходные в подмосковном Архангельском.

Два дня, 4-го и 5-го июня 2011 года, 50 музыкальных коллективов готовили настоящее музыкальное пиршество на 5 площадках, расположенных на территории старинной усадьбы. Столь представительные фестивали могут доставить некоторые неудобства любителям охватить всё сразу. Как угадать, на какой площадке и в какое время нужно оказаться, чтобы не пропустить самое интересное?

В самом деле, вариантов провести эти дни в Архангельском было множество. Представляем один из них.

4-го июня 2011 года в 16 часов на подъезде к Архангельскому – жуткие пробки, и так будет ещё пару часов. Но долгое ожидание позади, оказываемся на площадке «Аристократ» как раз к началу программы и официальному открытию фестиваля. И хотя на площадках «Каприз» и «LiveJournal» уже звучит живая музыка, а ещё на двух сценах – на «Береге» и «Партере» работают диджеи, по традиции фестиваль «Усадьба Jazz» официально начинается здесь, на самой «классической» сцене.

Итак, сидячий партер заполнен людьми, всё пространство перед сценой залито солнечным светом, а в воздухе - свежий ветер и чарующие звуки. Это Симфонический оркестр МВД России под управлением заслуженного артиста России Феликса Арановского исполняет популярные композиции – джазовые и эстрадные, инструментальные и вокальные, солируют Вениамин Мясоедов (саксофон), Ирина Шведова и многие другие. Дальше в программе площадки «Аристократ» – только мейнстрим, высокий джаз. Но мы постараемся рассказать о событиях, происходивших на других сценах фестиваля. Ведь не секрет, что «Усадьба Jazz» - это уже который год не только собственно джаз, но и рок-н-ролл, фолк- и этно-музыка.

На этот раз в Архангельское приехало заметно большее количество зрителей, чем год назад. Это стало понятно уже в первый день. На большой площадке перед «Партером» не было свободных мест – повсюду сидели, лежали или танцевали люди, а на сцене в это время были украинский коллектив с испанским названием Dislocados. Десять музыкантов на одной сцене, в текстах – испанский и русский, в музыке - не только латиноамериканская сальса, но и что-то балкано-цыганское. Нравится всем: и зрителям, примерно сотня из которых активно танцует перед сценой, и самим музыкантам: «Мы очень рады, что в России так же любят сальсу, как на Украине. Хотим приезжать к вам чаще». Присоединившаяся к ведущему сцены «Партер» Валерию Марьянову лишь после сета Dislocados Тутта Ларсен опоздала из-за всё тех же пробок и, свежим взглядом оценив количество народу прибывшего и всё ещё прибывающего на «Усадьбу Jazz», назвала фестиваль «грандиозным». Что ж, трудно не согласиться, хотя всё только начинается.

Женя Любич
Женя Любич

За сценой «Партера» к своему дебютному выступлению в рамках «Усадьбы Jazz» готовилась Женя Любич, солистка французского коллектива Nouvelle Vague и автор более 300 песен. На этом выступлении у певицы была отличная музыкальная поддержка – ей аккомпанировали музыканты, успевшие поиграть в таких известных коллективах, как «Сплин», «Billy’s band», у Псоя Короленко. Выйдя на сцену, певица запела на английском, а позже перешла на русский. Забавное наблюдение - судя по многочисленным отзывам, песни на иностранном языке ей удаются гораздо лучше. Хотя песня на русском «для тех, кто употребляет, и кто злоупотребляет» была принята публикой весьма благосклонно.


Песня Жени Любич на русском «для тех, кто употребляет, и кто злоупотребляет» была принята публикой весьма благосклонно

В то же время музыка звучала и в других уголках усадьбы. Так, на площадке Живого журнала, формально существующей как арена для выступления групп, известных пока лишь на просторах Интернета, начиналось выступление группы из Екатеринбурга «Обе две». Популярность коллектива, впрочем, уже вышла за пределы Интернета, в этом году была выпущена дебютная пластинка «Знаешь, что я делала?», песни с которой и составили основу выступления группы на «Усадьбе Jazz». Песню «Милый», на которую был снят и выпущен клип, слушатели просили на протяжении всего концерта, но группа оставила её под конец выступления. Екатерина Павлова, в балетной пачке, развевавшейся под порывами ветра, акомпанируя себе с помощью каубелла, что безусловно - шик, исполнила, помимо песен с альбома, ставший для многих сюрпризом кавер на песню Мумий Тролля «Забавы».

Эстафету от группы «Обе две» приняла другая свердловская банда – Alai Oli. Благодаря этим ребятам в стране теперь существует не только свердловский рок, но и свердловский регги. И хотя Ольга Маркес сказала о своей группе буквально: «Мы самые непрофессиональные музыканты на этом фестивале», их выступление на «Усадьбе Jazz» вызвало настоящие овации. Пуристы от джаза, конечно, негодуют от присутствия подобных коллективов на фестивале. Но ведь если задуматься, джаз – это, прежде всего, свобода, а где ещё найдёшь столько свободы, как в музыке регги? Особенно, если знаешь, что такое One Love.

Alai Oli
Другая свердловская банда – Alai Oli

А на площадке «Каприз» в это время зажигал немного сумасшедший обладатель абсолютно неподражаемого голоса - Карл Хламкин со своим ОгнеОпаснОркестром. Их выступление было одним из самых настоящих и живых, как в плане музыки, так и по поведению артистов на сцене, их общению с публикой. И если на «Партере», у сцены «LiveJournal» зрители пританцовывали и плясали, то на «Капризе» они отрывались на всю катушку. «Я понятия не имею, кто это такие, но, когда я пляшу под их музыку, мне хорошо», - так отозвалась о музыке ОгнеОпаснОркестра одна из зрительниц, поднявшаяся на сцену в паузе между песнями. Тоже не джаз, скажете, скептики? Тут лучше довериться самому Карлу Хламкину: «Усадьба Jazz – это вам не побегушки. Мы тоже по джазу». И подтвердил сказанное совершенно искромётной «Бомжи поджигают ночь».

После 21 часа наступило повсеместное затишье. Alai Oli отыграли на сцене Живого журнала, Карл Хламкин закончил выступление на «Капризе». На «Партере» подошло к концу выступление Billy’s Band.

На «Партере» подошло к концу выступление Billy’s Band
На «Партере» подошло к концу выступление Billy’s Band

Место Билли Новика на сцене собирались занять завсегдатаи фестиваля – Нино Катамадзе и группа Insight. Музыканты долго настраивались, подключали инструменты; когда же наконец всё было готово и зазвучал чудесный голос грузинской певицы, к сцене уже подтянулись посетители фестиваля с других площадок, все, кроме, конечно, самых заядлых любителей джазового мейнстрима, оставшихся на площадке «Аристократ» (а, возможно, и вовсе не покидавших её в течение дня).

Нино Катамадзе
Нино Катамадзе

Нино Катамадзе, несмотря на то, что это выступление было у группы вторым за день, на сцене была очень активна - свистела, подбадривала публику, пела с нею хором, между песнями признавалась в любви ко всем зрителям: «Когда выступаешь, есть конкретное чувство ответственности, а у меня есть конкретное чувство, что люблю вас».

Нино Катамадзе
У меня есть конкретное чувство, что люблю вас!

Её произношение - акцент, интонации, тембр голоса - создавало такое ощущение уюта и чувство единения, что совершенно не хотелось, чтобы выступление заканчивалось. И когда запланированное время выступления подошло к концу, то Нино Катамадзе спросила у директора фестиваля: «Можно ещё?». Вместо него ей одобряющим гулом и аплодисментами ответствовали слушатели. «Да подождите вы, я с директором разбираюсь», - веселилась певица. Конечно же, «разрешение» было получено, и ещё несколько минут всем собравшимся в Архангельском была тепло от звуков голоса несравненной Нино Катамадзе. Лучшего завершения первого дня VIII международного фестиваля «Усадьба Jazz» и не придумать.

Нино Катамадзе
Лучшего завершения первого дня VIII международного фестиваля «Усадьба Jazz» и не придумать

Про второй день фестиваля «Усадьба Jazz» читайте далее: «Усадьба Джаз», 2 день: триумф Бутмана и трип Lucky Peterson