Андрей Макаревич сыграл в «Удачном приобретении»

Премьера документального фильма «Таймашин. Рождение эпохи» состоялась в Доме кино 28 января. Автором сценария и режиссером ленты стал Максим Капитановский, бывший барабанщик группы «Машина времени».

Перед показом состоялся концерт с участием ветеранов отечественной рок-музыки – групп «Алиби», «Второе дыхание» (с Капитановским за ударной установкой) и «Удачное приобретение». В ее составе выступил лидер «Машины времени» Андрей Макаревич, предваривший их сет следующим вступлением: «В 1971-72 годах я завидовал «Удачному приобретению» страшной завистью. Они были наглые, красивые, играли примерно так же, как сейчас… А мы тогда вообще еще ничего не умели, было только огромное желание. Так что для меня большая честь играть сегодня с Уайтом». Супергруппа представила пару рок-н-ролльных стандартов, изобилующих длинными инструментальными вставками. После этого показали фильм.

«Таймашин. Рождение эпохи» начинается с истории о запретительном списке запрещенных рок-групп, выпущенном в Советском Союзе в 1983 году. Среди «Хулио Эглесиасов» и «Эй си ди си» там фигурирует некая группа «Таймашин», в западных рок-энциклопедиях не замеченная. Капитановский берется выяснить, как в запретительный документ попала «Машина времени», к тому времени вовсю официально гастролировавшая по стране, а заодно рассказывает о зарождении рок-музыки в СССР. Интересная тема? Новая? Незатасканная? Фильм несложно обвинить в эксплуатации ностальгических чувств, а его автора – в очередной попытке капитализации своего недолго пребывания в составе легендарного коллектива. Но прежде чем озвучивать эти обвинения, необходимо как минимум посмотреть «Рождение эпохи».

Да, тема не то чтобы очень свежа, однако Максим Капитановский подает ее талантливо и неизбито. Вместо ностальгических камланий энергичный и остроумный монтаж позволяет небанально иллюстрировать, казалось бы, давно известные истории. Скажем, есть набившая оскомину фраза «машинистов» «мы услышали битлов и тоже захотели стать битлами»: она начинает играть новыми красками, будучи смонтированной с реальными фрагментами выступлений Beatles. Автор вообще ловко микширует советские ВИА с британскими рок-группами, смешно комментирует происходящее, заставляет Ивана Макаревича меняться местами с отцом… Обильно используемые в фильме артефакты советской эпохи не только вызывают одобрительные аплодисменты узнавания в зале, но и носят познавательную функцию для тех, кто не застал 70-е. Например, Максим Капитановский подробно иллюстрирует технологию самостоятельного производства музыкального инструмента гитары в условиях социалистического дефицита всего и на глазах у зрителя собирает в гастрольный чемодан массу необходимых вещей, объясняя их зачастую неожиданное предназначение.

Позитивную роль играют хорошие отношения автора и его героев. «Максик» для «машинистов» по-прежнему свой, поэтому ему они рассказывают больше, чем какому-нибудь постороннему журналисту. Андрей Вадимович ни разу за фильм не впадает в мизантропию – напротив, он очень доброжелательно и самоироично вспоминает прошлое, отвечает на вопросы, заданные ему на «Музыкальном ринге» четверть века назад, и исполняет фрагменты своих самых ранних песен с ремаркой «конечно, это бред собачий». Бред-то бред, но, как говорится, впервые на экране, спешите видеть. Капитановский не соблюдает хронологию и не очень-то раскрывает заявленную в завязке тему, но фильм это ничуть не портит. Однако в какой-то момент автор берется объять необъятное и слишком углубляется в рассказ о побочных сольных увлечениях нынешних участников «Машины»: это замедляет развитие сюжета – хотя могло бы послужить основой для следующего фильма.

Intermedia