rAsia.com обсудил застой шоу-бизнеса в России и рост в Китае

16-18 мая в Москве прошел бизнес-форум и фестиваль азиатской культуры rAsia.com, посвященные взаимодействию российских и азиатских медиа-, интернет- и банковских структур.

Деловая программа Форума включила в себя четыре тематических сессии – «Индустрия развлечений и контент», «Интернет и беспроводные мобильные технологии», «Инновационные банковские технологии» и «Новые Медиа. Актуальные рекламные и маркетинговые решения».

Наиболее близка к шоу-бизнесу оказалась именно первая часть форума. Скажем, в теме «Record&Publishing. Пути выживания» основатель лейбла Telescopic Baby Кристиан Ульф-Хансен (Christian Ulf-Hansen) твердо заявил, что работает только с компаниями, соблюдающими авторское право. Председатель правления Ассоциации музыкальных издателей Японии (MPAJ) и президент Avex Music Publishing Хаджиме Танигуче (Hajime Taniguchi) рассказал об увеличении цифровых продаж в Японии, и посетовал на рост пиратских скачиваний – тем не менее, в масштабах страны они пока крайне невелики. По его мнению, впереди – объединение издателей с целью создания максимально удобной платформы для цифровых продаж.

Впрочем, самые удивительные факты привел Председатель Государственного комитета по звукозаписывающей индустрии Китая Билл Янбин Занг (Bill Yanbin Zang). Он сообщил, что в Китае рынок платных скачиваний составляет около миллиарда долларов. Мы благодатная страна для музыкальных инвестиций, и не скрываем этого, - заявил Занг. Как и в других странах, в Китае изменяется структура покупок, почти перестали покупать CD и стали покупать цифровые треки. Бизнес продаж физических носителей - в упадке. Более того, продажи «физики» в Китае меньше продаж «цифры» уже в 5 раз! Любопытно, что шестую часть от всех поступлений приносят караоке-залы. В Китае 115 тысяч компаний занимаются караоке, открыто 3 млн комнат караоке, и со всех поступают авторские и смежные отчисления. Доходы от караоке в два раза превышают доходы от мобильных продаж.

Китайская статистика так впечатлила Ульфа-Хансена, что он даже повторил вслед за Зангом его слова. Феноменально: «цифра» в 5 раз выше чем «физика». Китай понял, что если придерживаться закона о правах, сам Китай выигрывает на этом. Как издатель, я хотел бы видеть доходы от китайского рынка, и единое правовое поле, - отметил Ульф-Хансен.

Топ-менеджер Universal Music Publishing Нозоми Дайкухара (Nozomi Daikuhara) заметила, что для продаж физических носителей всегда существует проблема с логистикой – необходимо ждать, пока диски придут FIDEX’ом, по растаможат. Интернет быстрее, и доходы в интернете выше. Слушатель находится ближе к авторам через интернет, и задача музыкальных издателей - работать быстро, еще быстрее.

Автор и основатель DWB Music Грейг Уоттс (Greig Watts) отметил, что уже сотрудничает с российскими компаниями. В Россию дверь открыта, и открывается еще больше, - считает он, - труднее сделать первый шаг. Хаджиме Танигуче резюмировал итоги обсуждения: «Надо искать новые пути, чтобы не оказаться с пустыми карманами, когда упадут продажи. Надо создавать бизнес вокруг музыки. Пиратство существует, возможно, потому, что мы плохо реагируем на спрос публики».

Тема «Artist Management» свелась к обсуждению все тех же продаж. Основатель Intermedia Евгений Сафронов привел подробную раскладку по цифрам концертного бизнеса в России. Он признал, что до Китая нам далеко, но объем концертного рынка в России составляет несколько миллиардов долларов, и только в Москве и Санкт-Петербурге кассовые концерты собирают около миллиарда долларов в год. А вот объемы продаж любых носителей крайне незначительны.

Слева направо: Джин Сяо Вернхайн (Jean Hsiao Wernheim), певица Рухан (Ruhan), Кристиан Ульф-Хансен (Christian Ulf-Hansen) и Евгений Сафронов
Слева направо: Джин Сяо Вернхайн (Jean Hsiao Wernheim), певица Рухан (Ruhan), Кристиан Ульф-Хансен (Christian Ulf-Hansen) и Евгений Сафронов

Руководитель международного департамента Shangai Synergy Culture and Entertaiment Group Джин Сяо Вернхайм (Jean Hsiao Wernheim), как мантру, повторяла, что будущее – только за цифровыми продажами. По ее мнению, необходимо гибче прислушиваться к спросу потребителей, и предлагать им все более новые формы взаимодействия.

В теме «Music&Digital. Легкая возможность проникновения других культур» выступил главный редактор NEWSmusic.ru Вадим Пономарев. В его выступлении отмечалось, что NEWSmusic.ru стал самым читаемым музыкально-новостным сайтом Рунета, поскольку он максимально отвечает запросам читателей. При этом рекламы от музыкальной индустрии практически не поступает – на сайте рекламируются автомобили, жвачка и т.п. Максимальные доходы в российском шоу-бизнесе генерируются в концертном сегменте, однако музыкальные СМИ этих денег не видят, почти вся реклама концертов идет на бартерной основе. Фактически музыкальные СМИ финансируются из денег смежных или вообще сторонних отраслей, сами издатели и промоутеры их не финансируют. Кроме того, запутанная ситуация с авторскими правами в России приводит к тому, что оперативно ознакомить читателей с новым треком музыканта в правовом поле невозможно – времени на подписание бумаг просто нет. В результате музыкальные СМИ выдавливаются в серое поле, когда даже при согласии музыканта или его директора презентовать новую песню приходится, выкладывая ее на внешнем файлохостинге.

Основатель и главред MusicDish Эрик де Фонтене (Eric De Fontanay) обратил внимание на то, что цифровая музыка делает потребление музыки сугубо фоновым занятием. Автор и композитор, основатель лейбла «Фамилия» и собственно форума rAsia.com Александр Шульгин предсказал, что в связи с цифровой эрой кардинально изменится подача музыки, и будет производиться совершенно иной вид музыки, пока не известный нам. Смена типа потребления неизбежно приведет к появлению нового рода музыки, удобной именно для цифрового прослушивания, уверен он.

Все участники обсуждения сошлись на том, что digital-эра кардинально разграничит потребление музыки на любых носителях и концертное прослушивание. Концерты станут практически единственным способом сосредоточиться на музыке и исполнителе, как это было прежде при любых способах прослушивания.

Глава Тайваньского государственного информационного комитета PMPO Эд Йен (Ed Yen) отметил важность адекватности интернет-стартапов. У нас многие пошли по пути Ютьюба, и провалились, - говорит он. - За скачивание песни в Тайване потребители платят 4 цента, это немного, и многие готовы платить за скачивание произведений такие деньги. Он привел пример успешного промо иностранных артистов в непривычной языковой среде, когда в Англии по телевидению был показан фильм о китайских звездах, после чего на гала-концерт китайских звезд было продано за полчаса 80 тысяч билетов. И наоборот. В Китае быстро развивается концертный бизнес. Приглашаются всемирно известные иностранные звезды, концерты определяют стиль жизни молодежи.

Пока в конференц-зале Digital Oktober шли обмены мнениями, по фойе весело раскатывали говорящие роботы, умеющие отвечать на несложные вопросы, а в отдельных залах демонстрировались чудеса новых компьютерных технологий. Например, компания Qualcomm, мировой лидер на рынке беспроводной связи, показала новейшие мультимедиа решения для смартфонов, графики и игр, AllJoin (решения для совместных игр и совместной работы в беспроводной среде), Vuforia - augmented reality (дополненная / двойная / реальность) и Snapdragon (новый чип-сет). Новые решения позволяют «зашифровывать» в обычное изображение трехмерную графику при наведении смартфоном, и даже моделировать новую реальность – от причесок и макияжа до полностью обновленного человеческого образа. В России некоторые технологии Qualcomm использует лейбл Icon – например, если навести смартфон на афиши Ивана Дорна, всплывают ссылки на билетные агентства, аудио и видео артиста.

Кроме того, в рамках rAsia.com прошли фестивали с участием известных музыкальных коллективов Японии, Китая, Сингапура (например, выступила легендарная японская супергруппа Versailles). Демонстрировались фильмы азиатских режиссеров, выставки японских и китайских художников.

Гуру КЕН
Фото автора