Лидеры радиогода-2012 - Елка и Нюша. Провал года: МакSим и Михайлов

Портал TopHit.ru опубликовал анализ значимых событиях музыкального 2012 года и основных тенденциях в развитии музыкального коммерческого вещания на ближайшие годы.

Приводим краткое содержание доклада.

В радиоэфире в 2012 году царствовал «тандем» Ёлки и Нюши. У обеих певиц в ротации находилось по 6 песен, которые в сумме прозвучали более 2.100.000 раз, а их главные радиохиты - «Около тебя» (Ёлка) и «Воспоминание» (Нюша) – прозвучали в эфире более 1.000.000 раз! Всё это позволило девушкам победить по результатам года сразу в нескольких номинациях. В частности, «Около тебя» стала самым ротируемым синглом, Ёлка признана лучшей исполнительницей 2012 года, а Нюша, помимо того, что практически ни в чём не уступила Ёлке, оказалось ещё и самой заказываемой в эфире артисткой.

Беспрецедентно и то, что обе исполнительницы практически в точности повторили все свои достижения позапрошлого года, то есть два года подряд занимают верхние строчки радиочартов с идентичными результатами.

В число лучших из лучших в прошлом году снова вошла Ева Польна, два трека которой за год прозвучали в радиоэфире 700.000 раз. Результатом стал прорыв Евы на 74 позиции вверх и заслуженное 3 место в списке самых ротируемых на радио русскоязычных артистов.

Удачным прошедший год оказался и для группы Винтаж, 6 треков которой в течение года эфирились более 540.000 раз. Результат – почётное 6-е место в исполнительском чарте. Вернулась в TOP 10 лучших российских артистов на радио Полина Гагарина – 2 её хита прозвучали в эфире в 2012 году более 400.000 раз.

Украинская звезда Ирина Билык в 2012 году уверенно заявляла о себе и на российском рынке: 7 её песен прозвучали на радио за год более 320.000 раз, что позволило занять ей 17 место в списке самых ротируемых русскоязычных исполнителей.

Из мужчин несомненными лидерами прошлого года стали совершенно разные Григорий Лепс (5 треков, 656.000 эфиров, 4-я строчка в чарте лучших русскоязычных исполнителей, +14 позиций по сравнению с годом ранее) и DJ Smash (6 треков, 550.000 эфиров, 5-я позиция в списке лучших русскоязычных исполнителей, +55 по сравнению с годом ранее).

Дима Билан в 2012 году сумел удержаться в TOP 20 самых ротируемых российских артистов, но потерял 8 позиций по сравнению с годом ранее, заняв 12-ю позицию в списке. Цифры эфиров менее благополучны – в 2012 году хиты Билана прозвучали на радио 400.000 раз, это в 2 раза меньше 2011 года, когда Дима звучал на радио 800.000 раз.

Прорывным 2012 год оказался для Джигана (7 треков, 400.000 эфиров, 11-я строчка в списке лучших российских исполнителей), Ираклия (6 треков, 393.000 эфиров, 13-я строчка в списке лучших), Дениса Майданова (3 трека, 250.000 эфиров, 22-я позиция в списке лучших), Доминика Джокера (3 трека, 200.000 эфиров, 29-я позиция в чарте лучших российских исполнителей).

Скромные результаты в эфире в 2012 году по сравнению с годом ранее показали Вика Дайнеко (90.000 эфиров, -53 позиции) и Жанна Фриске (62.000 эфиров, -49 позиций).

Но феноменально неудачным можно признать 2012 радиогод для МакSим. Певица опустилась с 7-й позиции в исполнительском Top 100 2011 на 92-ю строку в Top 100 2012 года. Ещё больше ошеломляют ротационные потери. За один год присутствие песен МакSим на радио сократилось в 12 раз: с 586.000 эфиров в позапрошлом году до 48.000 эфиров в 2012 году.5

По скорости скатывания с Олимпа с Мариной соперничал только Стас Михайлов. В прошлом году он звучал в эфире не более 14.000 раз и, вследствие этого, тихо и незаметно покинул TOP 100 российских исполнителей.

Сами же музыкальные редакторы и программные директора не избежали скандального провала в истории с ротацией сингла Ивана Дорна «Стыцамен». В 2012 году этот хит звучал отовсюду, кроме радиоприёмников. Недолго, с апреля по июль трек поиграл в Москве, а на региональных радиостанциях его и вовсе не заметили. Результатом стало 81-е место песни в годовом московском чарте и 70-я позиция самого Дорна в TOP 100 российских исполнителей. И это при том, что Дорн повсеместно был признан «открытием» и «прорывом», номинировался на Премию Муз ТВ, завоёвывал ZD Awards, Премию RU.TV, был зван везде и в одночасье стал чуть ли не самым дорогим гастролирующим артистом России.

Радиоэфир 2012:

Российский сингл, женский вокал – «Около тебя», Ёлка – 506.000/616.000* эфиров

Российский сингл, мужской вокал – «Заметает», Градусы – 404.000/527.000* эфиров

Российский сингл, смешанный вокал – «Вместе мы», 5sta Family – 352.000 эфиров

Зарубежный сингл, женский вокал – «Friends», Aura Dione – 492.000 эфиров

Зарубежный сингл, мужской вокал – «Whistle», Flo Rida – 438.000 эфиров

Зарубежный сингл, смешанный вокал – «Lights Out» – Junior Caldera feat. Natalia Kills & Far East Movement – 414.000 эфиров

*накопленное количество эфиров за весь период ротации

2012: самые ротируемые в радиоэфире исполнители

Российские исполнительницы: Ёлка – 6 синглов, 1.055.000 эфиров; Нюша – 6 синглов, 995.000 эфиров

Российский исполнитель: Григорий Лепс – 5 синглов, 657.000 эфиров

Российский дуэт: Дискотека «Авария» & Кристина Орбакайте – 1 сингл, 246.000 эфиров

Российские группы: Винтаж – 6 синглов, 543.000 эфиров; Градусы – 4 сингла, 535.000 эфиров

Зарубежная исполнительница: Rihanna – 5 синглов, 665.000 эфиров

Зарубежный исполнитель: Flo Rida – 6 синглов, 900.000 эфиров

Зарубежный дуэт: Gotye feat. Kimbra – 1 сингл, 400.000 эфиров

Зарубежная группа: Far East Movement – 3 сингла, 805.000 эфиров

2012: наиболее заказываемые на радио песни

Российский сингл, женский вокал – «Я тебя тоже нет (Je T’aime)» – Ева Польна

Российский сингл, мужской вокал – «Самый лучший день» – Григорий Лепс

Российский сингл, смешанный вокал – «Прогноз погоды» – Дискотека «Авария»&Кристина Орбакайте

Зарубежный сингл, женский вокал – «Friends» – Aura Dione

Зарубежный сингл, мужской вокал – «Ai Se Eu Te Pego» – Michel Telo

Зарубежный сингл, смешанный вокал – «We Found Love» – Rihanna feat. Calvin Harris

2012: наиболее заказываемые на радио исполнители

Российская исполнительница – Нюша

Российский исполнитель – Григорий Лепс

Российская группа – Градусы

Зарубежная исполнительница – Rihanna

Зарубежный исполнитель – Flo Rida

Зарубежная группа - LMFAO7

2012: самые ротируемые песни в радиоэфире России

Российский сингл, женский вокал – «Около тебя» – Ёлка

Российский сингл, мужской вокал – «Заметает» – Градусы

Российский сингл, смешанный вокал – «Вместе мы» – 5sta Family

Зарубежный сингл, женский вокал – «Fallin» – Playmen

Зарубежный сингл, мужской вокал – «Whistle» – Flo Rida

Зарубежный сингл, смешанный вокал – «Lights Out» – Junior Caldera feat. Natalia Kills&Far East Movement

2012: самые ротируемые исполнители в радиоэфире России

Российская исполнительница – Нюша

Российский исполнитель – Григорий Лепс

Российская группа – Градусы

Зарубежная исполнительница – Rihanna

Зарубежный исполнитель – Pitbull

Зарубежный дуэт – Gotye feat. Kimbra

Зарубежная группа – Far East Movement

2012: самые ротируемые песни в радиоэфире Москвы

Зарубежный сингл, смешанный вокал – «Lights Out» – Junior Caldera feat. Natalia Kills&Far East Movement (1-е место)

Зарубежный сингл, женский вокал – «Fallin» – Playmen (3-е место)

Зарубежный сингл, мужской вокал – «Whistle» – Flo Rida (4-е место)

Российский сингл, женский вокал – «Около тебя» – Ёлка (12-е место)

Российский сингл, мужской вокал – «Заметает» – Градусы (24-е место)

2012: cамые ротируемые исполнители в радиоэфире Москвы

Зарубежная группа – Far East Movement (1-е место)

Зарубежный исполнитель – Pitbull (2-е место)

Зарубежная исполнительница – Rihanna (6-е место)

Российская исполнительница – Нюша (4-е место)

Российская группа – Градусы (10-е место)

Российский исполнитель – Григорий Лепс (15-е место)8 2012: специальные номинации

Радиооткрытие года – Elvira T (впервые вошла в TOP 100 российских исполнителей и заняла 15-ю позицию)

Радиовозвращение года – Полина Гагарина (вернулась в TOP 100 российских исполнителей и заняла 10-ю позицию)

Самый долгоиграющий радиохит - «Прованс», Ёлка – 109 недель в Weekly General Top Hit 100 с октября 2010 года, более 910.000 эфиров

Радиовзлёты года – Ева Польна (+74 позиции в российском годовом исполнительском чарте), Доминик Джокер (+61 позиция), DJ Smash (+55 позиций)

Самые затянувшиеся радиоканикулы – A’STUDIO (2 года)

Радиопровалы года – МакSим (-85 позиций), Стас Михайлов (-75 позиций)

Радионекомпетентность года - хит «Стыцамен» Ивана Дорна «не замеченный» на радио.

Рекорд-компании 2012: кто успешней всего заказывал музыку?

В 2012 году российские рекорд-компании, продюсеры, музыкальные издательства и представительства зарубежных лейблов продолжали искать варианты реализации своих бизнес- интересов в новых реалиях.

С паузой в один год компания-лидер прошлых лет - Universal Music Russia – вернулась на первые позиции во всех значимых номинациях. В 2012 году именно UMR стала абсолютным чемпионом как по числу эфиров (4.028.000) своих треков на радио, так и по эффективности размещения контента в радиоэфире. В контексте последнего утверждения стоит особо отметить беспрецедентное за последнее время количество эфиров (100.000), приходящихся в среднем на каждый размещённый на радио трек UMR. Кроме того, в течение 2012 года наибольшее количество, а именно 23 хита Universal, попали, и надолго, в радиочарты tophit.ru. Если же учесть треки, которые «пришли» на радио от восточноевропейских и иных «дочек» Universal Music Group, то лидерство компании в сегменте продвижения своего контента на массовую радиоаудиторию в 2012 году выглядит безусловным. Следует при этом отметить, что за последние годы количество треков UMR, отправляемых на российские радиостанции несколько снизилось, зато востребованность хитов компании в эфире, наоборот, выросла. Что может быть объяснено, в том числе, и более профессиональной работой H&R подразделения Universal в России.

По многим валовым показателям на лидирующих позициях в 2012 году оставалось и российское подразделение компании Sony Music Entertainment. Это касается и количества размещённых за год на радио треков (246) и количества эфиров этих треков (2.640.000). Такое массированное «наступление», правда, привело к тому, что эффективность размещения контента на радио (11.000 эфиров на трек в среднем) была не слишком высока.

В 2013 году предстоит увидеть и понять, что будет происходить у российских «дочек» мейджоров в связи с разделением бизнеса и продажей EMI двум конкурентам – Universal и Sony. Компания Universal уже является крупнейшей звукозаписывающей компанией мира, занимая 27% глобального рынка. Активы EMI приплюсуют к ее доле еще 9%. В свою очередь Sony станет крупнейшим в мире владельцем авторских прав, увеличив свой каталог почти в три раза — до более 2 миллионов музыкальных композиций.

Что касается группы Gala Records/EMI, лидера позапрошлого года на рынке размещения музыкального контента в российском радиоэфире, то в 2012 году компания отчасти сохранила свои позиции. Gala Records, например, выступила вторым по мощности провайдером локального контента на радио, поставив в эфир 42 русскоязычных трека.

В 2012 году укрепило свои позиции как серьёзного игрока российского контентного рынка Первое музыкальное издательство. В 2012 году треки ПМИ звучали на радио более 1.788.000 раз, а по количеству русскоязычных позиций в эфире (98 треков) Первое музыкальное издательство остаётся лидером уже второй год подряд.

В то же время наблюдался и определённый дисбаланс между желанием ПМИ плотнее контролировать сегмент контентных прав и возможностями для продвижения музыкального контента в медиа. Выходом для компании в такой ситуации может стать финансовое и управленческое участие в радио- и интернет-проектах, которое позволит эффективнее продвигать новый музыкальный контент, а значит и лучше монетизировать свой основной бизнес.

2012 год оказался более чем успешным для Velvet Music. Компания Алёны Михайловой не только стала источником лучших радиохитов сезона, но и продемонстрировала завидную эффективность. Каждый из треков Velvet Music, размещённый на радио в 2012 году прозвучал в среднем более 70.000 раз. Песня «Около тебя» в исполнении Ёлки за год звучала более 500.000 раз, а сама Ёлка стала самым ротируемым артистом 2012 года с более, чем миллионом эфиров.

Сколько русского языка звучит в российском эфире?

Одной из чувствительных и широко обсуждавшихся в профессиональном сообществе тем в 2012 году была тема языковых пропорций в музыкальном радиоэфире. Мы также ежегодно поднимаем этот вопрос в наших докладах, приводя статистические выкладки о соотношении русскоязычной и всей остальной музыке в эфире радиостанций Москвы и России. В этом году мы посчитали возможным включить в наш ежегодный доклад результаты исследований, проводившихся нами по просьбе некоторых правообладателей-партнёров.

В условиях информационной открытости, обусловленной повсеместным распространением интернета, эффективно конкурировать с иностранными вещателями на российском рынке за внимание русскоязычной аудитории можно, только широко используя русскоязычный музыкальный контент. Увеличение доли российской музыки в отечественном радиоэфире – это не вопрос маркетинга или рейтинга, это фактор выживания российских радиостанций в условиях возрастающей конкуренции как со стороны иностранных вещателей, так и со стороны интернет-сервисов.

Заметим, что в региональном радиоэфире России процент отечественной музыки традиционно значительно выше, нежели в эфире федеральных вещателей. Наглядным подтверждением этого факта может служить разница в количестве отечественных и зарубежных позиций в TOP 20 итоговых годовых радиочартах за два последних года - 2011 и 2012.

Топ радиостанций с русским контентом в московском радиоэфире за период с мая по октябрь 2012 года

Русское Радио и Наше Радио - 100%

Радио Дача и Радио Шансон - 99%

RU.FM - 97%

Весна FM - 78%

Милицейская Волна - 74%

Юмор FM - 73%

Совсем без русскоязычных песен обошлась только одна радиостанция «Шоколад». Минимум наблюдается на Радио Монте Карло, NRJ, Best FM - по 1%, 7 Радио и Мегаполис FM - по 2%. А в среднем русскоязычные песни составляют 41% эфира на всех московских станциях.

Музыкальные интернет-сервисы: низкий старт

Повсеместное распространение быстрого интернета приведёт к тому, что радиовещатели окажутся в исключительно конкурентной среде. Проблема конкуренции с 40-50 соседями в FM- диапазоне большого города скоро потеряет актуальность. Крупнейшие игроки рынка коммерческого радиовещания, потратившие десятилетия, мощные административные ресурсы, десятки и сотни миллионов долларов на закрепление в мегаполисах и выстраивание спутниковых сетей с огромным охватом аудитории уже сегодня оказываются в патовой ситуации. За внимание каждого конкретного слушателя нужно начинать бороться с тысячами радиостанций со всего мира, доступных теперь через интернет. Но это не самое главное.

FM-вещание обладает системным недостатком – отсутствием постоянной, тесной, эффективной обратной связи с радиоаудиторией. Программы по заявкам слушателей давно стали частью плейлиста радиостанции, в эфир дозваниваются одни и те же люди, а тестируют музыку для эфира не сами слушатели, а фокус-группы, которые, по идее, этих слушателей представляют. Сегодня, благодаря развитию интернет-технологий, интерактивность стала неотъемлемой частью сетевых сервисов.

Растёт и количество музыкальных стриминговых интернет-ресурсов. Даже не очень удобные музыкальные сервисы в интернете, например, Яндекс-музыка, уже имеют недельную аудиторию в несколько миллионов человек. Ещё больше слушателей оттягивают социальные сети, прежде всего, В Контакте. И если люди среднего и старшего возраста всё ещё продолжают слушать радио, то те, кому ещё нет 20-ти, значительную, если не большую часть музыки получают из сети.

Дополнительным конкурентным преимуществом сетевых музыкальных сервисов является отсутствие, а иногда и принципиальная невозможность жёсткой регламентации и лицензирования, которые характерны для FM-диапазона. Уже сегодня совокупная аудитория слушателей в русскоязычном сегменте интернета сопоставима с аудиторией крупной федеральной спутниковой сети.

Появление новых стриминговых интернет-проектов с простым, удобным, интерактивным интерфейсом ускорит переток аудитории из FM-диапазона, а всеобщее распространение автомобильных интернет-приёмников сделает этот процесс необратимым и завершит его. В интернете появятся десятки и сотни новых провайдеров музыкального вещания, а сегодняшние радиостанции в ближайшие 5-10 лет превратятся в стриминговые сервисы – массовые, мультиформатные, интерактивные.

Основные тренды в развитии музыкального вещания в горизонте 5-10 лет

1. Изменится технология доставки радиовещательного программного продукта слушателю. Сегодня это радиосигнал FM-диапазона, завтра это будет почти исключительно высокоскоростной мобильный интернет 4-го и последующих поколений. Какое-то время оба способа доведения программ до слушателя будут существовать параллельно. После массовой замены нынешних радиоприёмников в автомобилях на интернет-приёмники, эпоха FM-вещания окончательно завершится. Цифровое музыкальное радиовещание c использованием мощных эфирных передатчиков, скорей всего, уже никогда не сможет стать доминирующим на рынке производства и потребления музыкального контента.

2. На рынке производителей музыкального программного продукта усиливается конкуренция. Причиной этого стала доступность слушателю в любой точке мира программ любых радиостанций через интернет. Важным следствием этого станет децентрализация музыкального вещания в горизонте ближайших 5-10 лет. Численность аудитории нынешних федеральных сетей будет неуклонно снижаться. Точками концентрации массовой аудитории станут мощные агрегаторные интернет-площадки и стриминговые интернет-сервисы. Последние будут производить оригинальный музыкальный программный продукт, который, благодаря интерактивным инструментам, будет обладать высокой степенью адаптивности под каждого конкретного слушателя.

3. Развитие интерактивных и адаптивных технологий, а также широкое использование аутсорсинга и краудсорсинга позволит запускать и эксплуатировать вещательные структуры распределённого, облачного типа, которые заменят нынешние вертикально-интегрированные вещательные структуры в ближайшие 8-10 лет.

4. В ближайшие годы кардинально изменится рынок медиаизмерений. Пиплметры, телефонные опросы слушателей и другие инструменты прошлого века навсегда уйдут в прошлое. В ситуации, когда каждый слушатель или зритель сможет реагировать на то, что он видит и слышит, подстраивать контентный поток под себя, учёт численности, предпочтений, количественной и качественной волатильности аудитории будет происходить в автоматическом режиме. Результаты медиаизмерений нового типа будут абсолютно адекватны запросам аудитории и релевантны для рекламодателей и самих вещателей.

5. В перспективе может снизится роль и влияние обществ по коллективному управлению правами, поскольку вещательные структуры в интернете будут напрямую договариваться с правообладателями об условиях использования музыкального контента и отчислениях за такое использование.

6. Для правообладателей – авторов, продюсеров, исполнителей начнётся период, когда они смогут выходить с новыми произведениями на массовую аудиторию, минуя многие существующие сегодня промежуточные структуры. Интерактивные технологии, которые в ближайшее время повсеместно начнут использоваться в стриминговых музыкальных сервисах, обеспечат не только нужное количество контактов слушателей с исполнителем и песней, но и позволят в реальном времени понимать реакцию аудитории. А это, в свою очередь, позволит точно прогнозировать скорость и территориальные особенности распространения песни, будущую аудиторию и даже размер отчислений за использование произведений и фонограмм.

Полностью доклад TopHot.ru можно скачать по ссылке: http://www.tophit.ru/history/doc/2013_tophit_music_results_rus.pdf