C 1 сентября должны исчезнуть пиратские mp3-сайты. Но не исчезнут

Сегодня вступают в действие поправки в российское законодательство, которые должны положить конец бесконтрольному скачиванию из интернета книг, видео и музыки в формате mp3. Согласно им, размещенные в сети произведения будут охраняться законом так же, как и выпущенные на бумаге, CD или DVD. Это означает, что владельцы пиратских сайтов могут быть наказаны лишением свободы сроком до пяти лет.

Поправки в закон "Об авторском праве и смежных правах" были приняты еще в июле 2004 года, однако вступают в силу они с 1 сентября 2006 года. Формально их суть сводится к закреплению в законе понятия "право на доведение до всеобщего сведения", которое вводит интернет в область законодательства. На деле это означает, что размещенные в сети, например, тексты книг или музыкальные файлы в формате mp3 охраняются авторским правом так же, как обычные книги или компакт-диски, и подпадают под действие ст. 146 УК ("Нарушение авторских и смежных прав"), предусматривающей наказание для пиратов в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Такой охраны раньше практически не было: закон "Об авторском праве" был принят в 1993 году, когда об интернете в России мало кто слышал, поэтому и соответствующие статьи в нем были сформулированы весьма расплывчато. Отметим также, что введение интернет-права в российское законодательство пролоббировал МЭРТ, ведущий переговоры по вступлению России в ВТО, на которых вопрос о борьбе с пиратством в нашей стране был одним из ключевых. Что касается двухлетней отсрочки, то за это время, по замыслу разработчиков поправок, владельцы mp3-сайтов, например, должны были подписать лицензионные соглашения со всеми поставщиками музыки.

Однако на деле этого не произошло. По оценкам экспертов, в настоящее время 97% распространяемой в рунете музыки по-прежнему является контрафактной, причем многие mp3-сайты продают западную музыку западным же покупателям. Легальный сетевой рынок оценивается при этом в сумму менее $1 млн в год, тогда как оборот лишь одного из крупнейших теневых российских сайтов, предлагающего около 850 тыс. музыкальных треков по цене $0,12-0,15, доходит, по разным оценкам, до $25-30 млн.

Представители индустрии называют антипиратские поправки "революционными".

"Это очень важный шаг на пути легализации рынка,– уверен юридический советник представительства Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI) в России Владимир Драгунов.– Легальных сайтов нет, потому что никто не мог с интернет-пиратами сражаться – судьям очень сложно было объяснять существовавшую до 1 сентября казуистику". "С сегодняшнего дня начинается построение рынка, который может именоваться легальным,– соглашается с ним главный редактор сайта zvuki.ru Софья Соколова.– У авторов появился новый инструмент, с помощью которого они могут эффективно отстаивать свои права. Сайты теперь сами будут обязаны находить правообладателей". Господин Драгунов подчеркнул, что рекорд-лейблы не собираются бороться с мелкими нарушителями. "Проблема не состоит в том, чтобы уничтожить каждый такой сайт,– говорит он.– Надо изменить соотношение пиратского интернета к легальному, довести его, скажем, с 99 до 10%".

Впрочем, другие опрошенные "Коммерсантом" эксперты не разделяют подобного оптимизма. "У нас законы могут быть хорошие, а исполнение хромает,– заявил глава юридической компании 'Усков и партнеры' Вадим Усков.– Если обычных продавцов контрафакта не ловят на улице, то в интернете, где хозяев сайтов сложно идентифицировать, и подавно ловить не будут". Господин Усков напомнил, что с 1 июля вступил в действие новый закон "О рекламе", по которому "запрещен спам". "После того как он вступил в силу, ничего не изменилось,– говорит адвокат.– То же самое будет и с этими поправками. Нужны решительные меры, например, как у китайцев: там уголовная ответственность за размещение контрафактной продукции ложится на провайдеров, поэтому они десять раз на дню проверяют свои сайты".

Отметим также, что привлечению пиратов к ответственности может помешать и сам закон. Дело в том, что практически все пиратские сайты себя таковыми не считают – они прикрываются лицензиями, выданными так называемыми коллективными обществами по управлению правами (например, Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям). Из-за дыры в законодательстве, так и не устраненной к 1 сентября, такие общества могут раздавать "лицензии" даже на mp3-треки тех артистов, с которыми их не связывают никакие договорные отношения. Кроме того, на осенней сессии Госдумы будет рассмотрен новый пакет законов – четвертая часть Гражданского кодекса РФ, объединяющая в себя все нормы охраны авторских и смежных прав. В нем ответственность за пиратство в интернете четко не прописана. Поэтому этот свод законов, за скорейшее принятие которого высказывался вице-премьер Дмитрий Медведев, может тоже сыграть на руку пиратам, поскольку с его утверждением все вступившие сегодня в действие нормы потеряют юридическую силу.

Ваши права в интернете нарушали?

Оскар Фельцман, композитор:

– Судя по тому, что мои мелодии звучат и на других континентах, а я об этом узнаю последним, нарушали. Раньше Агентство по авторским правам фиксировало любое использование произведений своих членов. Теперь этого нет. Зато свои произведения я часто слышу из мобильных телефонов, но денег за это ни разу не получал.

Григорий Лепс, музыкант:

– Нет. У меня очень хорошо продаются диски, и не могу сказать, что объемы продаж сокращаются от бесплатного скачивания в интернете. И вообще, как интернет может кому-то мешать – там я могу найти любую информацию, так почему нельзя послушать любую песню или прочитать книгу?

Вилли Токарев, музыкант:

– Естественно. В интернете нашел свою песню, музыка полностью моя, а слова переделаны, причем убого. Я пробовал судиться, даже отнес материалы в милицию, а через месяц мне сказали, что дело закрыто, записи пропали. После этого решил не связываться с госорганами. Но с другой стороны, такие пираты делают рекламу артисту, правда, обходится она дорого. И я возлагаю большие надежды на новые поправки.

Александр Ф. Скляр, лидер группы "Ва-банкъ":

– Понятия не имею. Я в основном зарабатываю от концертов, и если мои песни скачивают, значит, больше зрителей придет на концерт. Лучше оставить как есть, мы никогда не станем Европой, потому что мы полная Азия.